Статья 140 отказ в предоставлении гражданину информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 140 отказ в предоставлении гражданину информации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

лица, получившие медали, ордена, награды, знаки отличия в трудовой сфере до 30. О льготах и прочих привилегиях прописано в статье 22 Федерального Закона О ветеранах. Другие льготы Приморский бюджет не предусматривает, зато местные ветераны труда получают достаточно неплохую дополнительную выплату 1000 рублей ежемесячно.

Статья 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации

Новая редакция Ст. 140 УК РФ

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к Статье 140 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан, препятствии их реализации, подрыве доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Комментируемая статья состоит из одной части, в которой отражены общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции РФ). Факультативным объектом может быть честь, достоинство и деловая репутация граждан.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в неправомерном отказе в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

2.2. Под неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, понимается отказ в их предоставлении в том случае, если обязанность предоставить такие документы и материалы предусмотрена российским законодательством.

2.3. Под предоставлением гражданину неполной информации понимается предоставление ему части информации, содержащейся в документах или материалах при наличии обязанности и возможности предоставить всю затребованную информацию.

2.4. Под предоставлением гражданину заведомо ложной информации понимается предоставление ему информации, которая умышленно искажена и не соответствует информации, отраженной в документах и материалах.

2.5. Преступление окончено (составом) в момент причинения вреда правам и законным интересам граждан.

2.6. Под вредом в коммент. статье понимается моральный вред в результате нарушения личных неимущественных прав (см. ст. 150 — 151, 1099 — 1101 ГК), а также вред, обусловленный затруднением или невозможностью реализации гражданином своих трудовых, социально-экономических, политических и иных конституционных прав вследствие непредставления либо представления неполной или заведомо ложной информации.

3. С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо (см. коммент. к ст. 285).

Другой комментарий к Ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в установленном (т.е. только законном) порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок и т.п.), а также неполная или заведомо ложная информация в таких документах и материалах.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными бездействием (неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в любой форме) либо действием (предоставление в таких документах и материалах неполной или заведомо ложной информации), наступающим вследствие совершения деяния последствием (вред правам и законным интересам граждан) и причинной связью между деянием и последствием. Способы совершения преступления могут быть различными (к примеру, прямой отказ предоставить информацию или уклонение от ее предоставления) и на квалификацию не влияют.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-140-uk-rf

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к Ст. 140 УК РФ

1. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Отказ в предоставлении информации представляет собой прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложения для ознакомления либо письменное представление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

К уклонению от предоставления информации следует отнести активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта.

3. Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

4. Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Мотивация совершения незаконных действий для квалификации преступления значения не имеет.

5. Субъект преступления — специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Источник: http://stykrf.ru/140

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 140 УК РФ

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в законном порядке документы и материалы, содержащие информацию, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок, пенсионного дела; сведения о близких родственниках).

2. Объективная сторона преступления выражается:

1) в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

2) в предоставлении неполной или заведомо ложной информации.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченное предоставлять гражданам соответствующую информацию.

Другой комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ особо подчеркивается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение свидетельствует об уважении прав и законных интересов своих граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц. К сожалению, до сих пор значительное число российских граждан в силу различных обстоятельств не могут ознакомиться с документами, на основании которых они или их родственники были репрессированы, осуждены. Поэтому заслуживает пристального внимания уголовно-правовая норма, запрещающая неправомерно отказывать гражданам получать полную и объективную информацию, затрагивающую права и свободы гражданина.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоречащим закону или другим нормативным актам. Он должен быть письменным или устным.

Предоставление неполной или заведомо ложной информации — это ознакомление гражданина не со всеми имеющимися документами и материалами, а также предоставление сведений, не соответствующих содержащимся в документах и материалах, о чем было известно должностному лицу. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д.

Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

Если у вас возникли вопросы по статье 140 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: https://ruukrf.ru/st-140-uk-rf

Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Охрана данного конституционного права граждан осуществляется ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации». Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Предметом преступления являются документы и материалы, непосредственно затрагивающими права и свободы лица. Такие документы должны обладать следующими признаками:

  • а) они имеются в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления;
  • б) собраны в установленном порядке;
  • в) непосредственно затрагивают права и свободы гражданина.

Например, к подобным документам могут относиться документы,

собираемые в рамках оперативно-розыскной деятельности в целях получения и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, соответствующие документы.

Информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина, может содержаться не только в деле оперативного учета, но и в актах ревизии, служебного расследования, прокурорских и вневедомственных проверок, в протоколах и стенограммах заседаний, в материалах уголовного дела, жалобах или заявлениях и т. д.

По способу описания объективной стороны отказ в предоставлении гражданину информации является материальным составом, он включает такие признаки, как:

  • — общественно опасное деяние в виде:
    • а) неправомерного отказа в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы потерпевшего;
    • б) предоставления неполной информации;
    • в) предоставления заведомо ложной информации;
  • — общественно опасные последствия в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан;
  • — причинно-следственная связь между деянием и последствиями.

Отказ в предоставлении информации будет неправомерным, если он осуществляется при отсутствии предусмотренных законодательством оснований отказа и в порядке, противоречащем соответствующим нормативным правовым актам.

Основаниями отказа, вытекающими из закона, могут быть:

  • а) несоблюдение требований к запросу о получении информации (например, не указаны фамилия запрашивающего лица либо характер запрашиваемой информации);
  • б) информация, запрос на которую был сделан, не подлежит предоставлению (сведения, составляющие государственную, коммерческую, налоговую, служебную тайну, сведения о частной жизни другого лица, об осуществлении в установленном законом порядке оперативнорозыскной и следственной деятельности и т. п.) [1] .

Так, исходя из смысла ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» имеющаяся информация о том или ином лице предоставляется только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Таким образом, отказ в предоставлении информации при наличии вышеупомянутых причин не будет являться преступлением.

Отказ может выражаться в прямо высказанном нежелании предоставить запрашивающему лицу информацию, игнорировании просьбы, упорном оставлении ее без внимания и т. п.

Предоставление неполной информации состоит в предоставлении для ознакомления лишь части материалов, документов, которые содержат сведения, интересующие заявителя.

Предоставление заведомо ложной информации выражается в передаче лицу документов, содержащих сведения, явно не соответствующие действительности.

Вред правам и законным интересам может носить различный характер: как материальный (неполучение надбавок, пособий, пенсий, компенсации, неполучение или несвоевременное получение квартиры), так и нематериальный (унижение чести, достоинства, деловой репутации, неполучение почетного звания и т. п.) [2] .

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность деяния в виде неправомерного отказа в предоставлении гражданину информации, предвидит причинение вреда правам и законным интересам потерпевшего, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Субъект данного преступления специальный — это должностное лицо, которое в соответствии с законодательством обязано предоставлять вышеуказанные сведения.

Источник: https://studme.org/342632/pravo/otkaz_predostavlenii_grazhdaninu_informatsii


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *