Если предприятие не ведет хозяйственную деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если предприятие не ведет хозяйственную деятельность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сейчас многие берут кредиты, и часть заемщиков по каким-то причинам не может их вернуть. Чтобы не пришлось воевать с ФССП и не думать, как снять арест с автомобиля, наложенный судебным приставом, детям должников необходимо прежде, чем ступить в наследство, убедиться в отсутствии у родителя долгов. Если их несколько, то они отвечают солидарно в пропорции полученной доли.

Упрощенная ликвидация ООО, не ведущего деятельность. Подробное руководство

Ведение бизнеса всегда сопряжено с различными рисками. Далеко не всегда компании оправдывают ожидания своих владельцев, в результате чего фирму ждет простой. Но неработающая компания не приносит никакой прибыли, зато может вызвать вопросы у ФНС.

Если организация не ведет никакой деятельности, то процедура закрытия проходит значительно проще. Сегодня мы подробно разберем, как проходит упрощенная ликвидация ООО, не ведущего деятельность.

Возможные варианты ликвидации ООО

Существует несколько вариантов ликвидации ООО, не ведущего деятельность:

  • продажа компании;
  • упрощенная ликвидация;
  • принудительная ликвидация.

Первый вариант является самым выгодным для компании, но не всегда находится покупатель. О втором речь пойдет дальше в этой статье. Однако принудительная ликвидация — самый плохой вариант развития событий.

ФНС может заинтересоваться вашей компанией, если вы в течение длительного времени не подавали нулевые отчетности. В таком случае ФНС запускает процедуру принудительной ликвидации. Она имеет следующие последствия:

  • штраф до 50000 рублей;
  • ООО исключается из ЕГРЮЛ не сразу.

При этом нужно учитывать, что ФНС только запускает ликвидацию, но всем процессом занимаются учредители. Если проигнорировать это требование, то можно получить еще несколько штрафов до 50000 рублей каждый.

Именно поэтому забрасывать такие ООО не стоит и заниматься ликвидацией необходимо сразу. И доверить этот процесс лучше профессиональным юристам.

Условия для признания ООО с отсутствием деятельности

Одним из самых сложных этапов ликвидации не ведущего деятельность ООО является процесс признания компании таковой. Чтобы ООО признали, как организацию не ведущую деятельность, она должна соответствовать следующим условиям:

  • отсутствие задолженности перед кредиторами;
  • отсутствие задолженности по заработной плате;
  • своевременная подача “нулевых” отчетностей в ФНС;
  • отсутствие какой-либо деятельности;
  • отсутствие ошибок в бухгалтерии компании.

На первый взгляд процесс кажется простым, но на практике у многих компаний возникают с этим различные трудности. Если вы хотите как можно быстрее избавиться от балласта в виде ненужной компании, то ликвидацию лучше доверить профессиональным юристам. Юристы ЦПУ “Империя” имеют большой опыт в решении подобных вопросов.

Упрощенная ликвидация ООО, не ведущего деятельность: поэтапная инструкция

Если вы решили самостоятельно проводить ликвидацию ООО, то данная инструкция предназначена для вас.

После того, как ваше ООО было признано не ведущим деятельность, можно запускать процедуру ликвидации, состоящую из нескольких этапов, рассмотренных ниже.

На этом собрании должно быть принято и задокументировано решение о ликвидации ООО. Решение должно быть подписано всеми учредителями.

После проведения собрания в ФНС необходимо передать протокол собрания и заполненную форму Р15001.

Если ООО признано не ведущем деятельность, то далее следует несколько формальных этапов:

  • создание ликвидационной комиссии;
  • наведение порядка в бухгалтерии;
  • составление промежуточного баланса.

Так как ваша компания не вела никакой хозяйственной деятельности, то выездная проверка проводиться не будет, поэтому можно сразу перейти к составлению итогового баланса предприятия. Он необходим для дальнейшего разделения имущества компании между учредителями.

После составления итогового баланса в ФНС необходимо подать заявление о прекращении регистрации ООО.

Формально, после этого упрощенную ликвидацию не ведущего деятельность ООО можно считать завершенной.

Однако, даже после того как вашу организацию исключили из ЕГРЮЛ, нельзя считать процесс ликвидации законченным до конца. Необходимо сделать следующее:

  • сдать всю документацию в архив;
  • уничтожить все печати.

Только после этого можно быть уверенным, что ваша компания нигде “не всплывет”.

Стоимость

Также стоит упомянуть о стоимости всех процедур. Если вы решили проводить ликвидацию самостоятельно, то в статье “расходы” будет всего два пункта:

  • оплата госпошлины;
  • услуги нотариуса.

В таком случае затраты не превысят 2000 рублей. Но это идеальный расклад, который, практически, невозможен. Различные штрафы, услуги бухгалтера, которые обязательно понадобятся, процесс разделения имущества — всё это потребует дополнительных затрат. В таком случае сумма может превышать 100000 рублей.

Если вы хотите избежать лишних затрат, то лучше доверить этот вопрос профессионалам. Наши специалисты имеют большой опыт в проведении подобных процедур. Ознакомиться с возможными вариантами ликвидации и стоимостью услуг вы можете на этой странице.

Источник: https://cpu-imperia.ru/articles/uproshhennaya-likvidaciya-ooo-ne-vedushhego-deyatelnost/

Временное отсутствие предпринимательской деятельности

Вопрос: ООО создано, но временно не ведет предпринимательскую деятельность. Как долго с момента госрегистрации ООО вправе не приступать к осуществлению предпринимательской деятельности и, соответственно, какие аспекты налогового законодательства необходимо учитывать в такой ситуации?

Ответ: Законодательством не предусмотрен конкретный срок, по истечении которого с момента госрегистрации созданная коммерческая организация обязана приступить к осуществлению хоздеятельности.

Вместе с тем в случае неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд такое юрлицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа по представлению (предложению) органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых и иных уполномоченных органов .

Если хозобщество учреждено не в результате реорганизации, то есть не имеет правопредшественников, и с момента создания не обладает какими-либо активами и обязательствами, то при неосуществлении предпринимательской деятельности у такого юрлица, по мнению автора, не будет образовываться объект налогообложения (выручка, доход, прибыль и т.п.), с наличием которого связано обязательство по уплате налогов .

При этом следует иметь в виду, что независимо от осуществления хоздеятельности у юрлиц имеются обязательства неденежного характера перед налоговыми органами: представлять налоговые декларации (расчеты), представлять не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность.

По общему правилу налоговые декларации подаются при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде , однако в случаях, указанных в ч. 3 п. 2 ст. 40 НК, налоговые декларации подаются независимо от наличия объекта налогообложения.

Обязанность по представлению в налоговый орган годовой индивидуальной отчетности распространяется на все хозобщества, за исключением тех, которые освобождены от обязанности ведения бухучета и составления отчетности . Так, например, организации, использующие упрощенную систему налогообложения, вправе вместо ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном Законом о бухучете, вести учет в книге учета доходов и расходов .

Таким образом, созданное хозобщество может беспрепятственно не приступать к осуществлению хоздеятельности на протяжении 24 месяцев с момента госрегистрации независимо от причин неосуществления такой деятельности, однако в определенных случаях обязано подавать налоговые декларации и представлять иные документы в налоговый орган.

В связи с этим при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности после регистрации хозобщества, рекомендуется для исключения риска быть привлеченным к ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций и годовой индивидуальной отчетности перейти на использование упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 327 НК.

Справочно
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более трех рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины .
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более трех рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин .
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, в том числе международным договором Республики Беларусь, или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин .

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник: https://ilex.by/vremennoe-otsutstvie-predprinimatelskoj-deyatelnosti/

Отчетность организаций, не ведущих хозяйственную деятельность

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 21

В условиях рыночной экономики не все организации могут работать одинаково ритмично. Вновь созданные фирмы часто не в состоянии сразу начать активную деятельность, им необходим некий организационный период. Спад хозяйственной деятельности может произойти и у действующих предприятий по различным причинам, например вследствие сезонности их работы. Тем не менее отсутствие деятельности не повод для освобождения организации от сдачи отчетности.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность представляется организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Исключения из этого правила для организаций, не ведущих хозяйственную деятельность, не предусмотрено.

Согласно п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм бухгалтерской отчетности, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются. Таким образом, форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках» может оказаться полностью пустой (будет заполнена только «шапка» с реквизитами организации) или иметь сокращенный вид. Ведь даже при отсутствии хозяйственной деятельности могут возникнуть некие доходы или расходы, которые будут учтены в составе прочих доходов или расходов на счете 91. В частности, организация при сдаче отчетности должна будет представить контролирующим органам справку из банка об отсутствии движения на расчетном счете.

Если у организации имеются основные средства, то независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде начисление амортизации по объектам основных средств продолжается (п. 24 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Если приостановка деятельности организации связана с временным отсутствием заказов и основные средства не используются в деятельности, приносящей доход, то их амортизация не может включаться в состав расходов от обычных видов деятельности. Соответственно такие расходы отражаются в составе прочих расходов (счет 91, субсчет «Прочие расходы»).

Кстати, несмотря на отсутствие хозяйственной деятельности, заработная плата в организации должна начисляться, составляется и подписывается отчетность организации. Начисленная заработная плата (хотя и минимальная) и ЕСН на нее также будут учтены в виде прочих расходов.

Кроме прочих расходов у организации могут появиться и прочие доходы. К ним, в частности, можно отнести:

проценты, начисленные банком за хранение денежных средств на расчетном счете;

дивиденды, поступившие от дочерних организаций;

прибыль, полученная от совместной деятельности;

подарки, полученные организацией, и т.д. (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Следовательно, даже при отсутствии хозяйственной деятельности в форме N 2 «Отчет о прибылях и убытках» может быть заполнен раздел «Прочие доходы и расходы».

Форма N 1 «Бухгалтерский баланс» для вновь созданных коммерческих организаций содержит, как минимум, два показателя:

в активе баланса — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

в пассиве — величина уставного капитала.

У некоммерческих организаций данная форма до начала деятельности будет представлена только в виде «шапки», поскольку эти организации не имеют уставный капитал.

Бухгалтерская отчетность помимо налоговых органов должна представляться и территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации.

Налоговая отчетность

Налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) представляются организациями по тем налогам, по которым они являются налогоплательщиками.

Нулевая налоговая отчетность состоит из:

раздела, содержащего информацию о суммах налога (взноса);

раздела, содержащего расчет суммы налога.

При отсутствии показателей в строках (графах) налоговой отчетности проставляются прочерки.

Независимо от режима налогообложения все организации обязаны представлять:

расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, — по итогам отчетных периодов;

декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, — по итогам налогового периода;

справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (как уже было отмечено, заработная плата даже при отсутствии хозяйственной деятельности должна начисляться хотя бы в минимальном размере).

При наличии в организации транспорта организации представляют:

расчет по авансовым платежам по транспортному налогу по итогам отчетных периодов, если они предусмотрены субъектом Российской Федерации;

декларацию по транспортному налогу — по итогам налогового периода.

При наличии в организации земельных участков организации направляют:

расчет по авансовым платежам по земельному налогу по итогам отчетных периодов, если они предусмотрены нормативными актами муниципальных образований;

декларацию по земельному налогу — по итогам налогового периода.

Организации, применяющие общий режим налогообложения, также подают в налоговые органы:

декларацию по налогу на прибыль организаций;

декларацию по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество);

декларацию по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам (расчет авансовых платежей по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам).

Организации, применяющие УСН, представляют в налоговые органы декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Организации, применяющие режим в виде ЕНВД и не ведущие в налоговом периоде (квартале) хозяйственной деятельности, перестают быть плательщиками этого налога. Следовательно, они не обязаны представлять за этот квартал «нулевую» декларацию по ЕНВД по отдельным видам деятельности.

С 1 января 2007 г. организации могут подавать единую (упрощенную) декларацию по итогам отчетного квартала (года) при условии, если в этом квартале не осуществлялось операций, в результате которых происходило движение денежных средств на ее счетах в банках (в кассе организации), и не имелось объектов обложения налогом. Такая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Форму единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения поручено утвердить Минфину России.

Отчетность во внебюджетные фонды

Организации представляют в ФСС РФ по итогам каждого квартала расчетную ведомость по средствам ФСС РФ по форме 4-ФСС РФ.

В ПФР организации по итогам года не позднее 1 марта следующего года направляют сведения персонифицированного учета.

Штрафные санкции за непредставление отчетности

Непредставление бухгалтерской отчетности влечет за собой штрафные санкции в следующих размерах:

на организацию — 50 руб. за каждую форму бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ);

на должностное лицо — от 300 до 500 руб. за весь комплект бухгалтерской отчетности (ст. 15.6 КоАП РФ).

Непредставление налоговой отчетности влечет следующие штрафные санкции:

за непредставление декларации — в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ст. 119 НК РФ). Также могут быть приостановлены операции по счетам в банке организации (ст. 76 НК РФ);

за непредставление расчетов по авансовым платежам — в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ);

от 300 до 500 руб. (ст. ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ).

За непредставление отчетности во внебюджетные фонды также предусмотрены штрафные санкции. Так, непредставление в установленный срок расчетной ведомости в ФСС РФ влечет штрафы в размере:

на организацию — 1000 руб., а повторное нарушение в течение календарного года — 5000 руб. (ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ);

на должностных лиц — от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Непредставление в ПФР сведений персонифицированного учета влечет финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР по тем работникам, на которых сведения не представлены (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Источник: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/37014-otchetnost-organizacij-vedushhix-xozyajstvennuyu-deyatelnost

Если предприятие не ведет хозяйственную деятельность

Нередко бывает так, что деятельность на предприятии временно не ведется, т. е. не осуществляются никакие хозяйственные операции. Но это обстоятельство не освобождает предприятие от необходимости подавать отчетность. Может ли это делать собственник предприятия на общественных началах? Какие формы отчетности должно подавать такое предприятие?

Собственник: он же директор, он же бухгалтер?

Часто случается, что новое предприятие, которое только что зарегистрировалось и еще не ведет никакой деятельности, либо предприятие, осуществляющее ее ранее, решили полностью свою деятельность свернуть, но решение о ликвидации пока не приняли. На таком предприятии отсутствуют наемные работники, кроме руководителя, в обязанности которого входят только составление и подача отчетности предприятия в контролирующие органы (о том, какие формы отчетности и куда подавать, — читайте далее в статье).

Большая часть такой отчетности будет содержать нулевые или постоянные показатели, не изменяющиеся от периода к периоду. Поскольку на практике эти действия требуют немного времени и усилий, возникает закономерный вопрос: как избежать расходов на оплату труда наемного руководителя за исполнение этих нехитрых обязанностей?

Но в то же время сам факт начисления и выплаты зарплаты независимо от суммы уже требует качественно нового подхода к составлению отчетности и существенно увеличивает количество усилий, необходимых для ее составления. Кроме того, нужно регулярно уплачивать в бюджет НДФЛ и ЕСВ, начисляя (выплачивая) зарплату руководителю, а это тоже требует определенных усилий, а также денежных средств, которыми нужно регулярно обеспечивать такие платежи. Для этих целей может понадобиться текущий счет в банке, что снова влечет за собой дополнительные расходы на его обслуживание.

Можно ли не начислять зарплату такому руководителю в подобных обстоятельствах? Ответ на этот вопрос однозначный: нет, нельзя. Во-первых, руководитель является наемным работником, в обязанности которого входят составление и подача отчетности, а также все остальные трудовые функции, связанные с управлением предприятием. Во-вторых, за выполнение трудовых функций наемный работник должен получать вознаграждение, право на которое закреплено статьей 43 Конституции и защищается нормами ст. 21 КЗоТ, главы VII КЗоТ и Закона об оплате труда.

Законодательством Украины не предусмотрено прекращение выплаты зарплаты нанятым по трудовому договору руководителям предприятий, деятельность которых не ведется. Если из-за отсутствия деятельности на предприятии у руководителя отсутствует соответствующий объем работы, нужно рассмотреть вопрос об увольнении такого руководителя и ликвидации предприятия. Но если руководитель все еще выполняет какие-либо трудовые функции по управлению предприятием (в т. ч. составляет и подает отчетность), ему нужно начислять и выплачивать зарплату. Если начисленную зарплату не выплачивать, это может квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 175 Уголовного кодекса. Кроме того, за наличием задолженности по зарплате внимательно следят специалисты ПФУ, получающие эту информацию из отчетности страхователей (об этой отчетности — далее в статье). Даже если зарплата не выплачивается, этот факт все равно не избавляет работодателя от необходимости уплаты ЕСВ и НДФЛ в установленные сроки. Поскольку для таких платежей в любом случае нужно создавать источник средств, логично будет заодно создать такой источник и для выплаты зарплаты руководителю.

Итак, может ли учредитель исполнять обязанности по составлению и подаче отчетности своего же предприятия, опираясь на ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете, согласно которой собственник предприятия может самостоятельно вести бухучет и составлять отчетность? Заметим, что такая форма организации бухучета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна публиковаться, а также в бюджетных учреждениях. Поэтому все положения данного материала не распространяются на указанные предприятия и учреждения.

Должность директора сократить нельзя

Попробуем ответить на заданный выше вопрос для хозяйственных обществ, в частности для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ как для самых распространенных видов обществ, а также для частных предприятий.

Согласно ст. 83 ГКУ, юридические лица могут создаваться, в частности, в форме обществ. Общество — это организация, созданная путем объединения участников. Далее, согласно ст. 84 ГКУ, предпринимательские общества осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и дальнейшего ее распределения между участниками. То есть участники хозяйственных обществ могут и не принимать участия в предпринимательской деятельности такого общества. Их цель — пол учение прибыли, для чего они вносят в общество свое имущество, отчуждая свое право собственности на такое имущество в пользу нового юридического лица. Таким образом, предпринимательская деятельность ведется участниками общества не лично, а через юридическое лицо, имеющее право собственности на обособленное имущество (ст. 85 ХКУ), свои права и обязанности, как правило, не связанные с правами и обязанностями его собственников (статьи 91, 92, 94, 96 ГКУ). Юридическое лицо полностью обособлено от своих собственников, которые получают от его деятельности пассивный (инвестиционный) доход 1 — долю в прибыли.

1 Пассивный доход — доход, не зависящий от каждодневной деятельности, также см. пп. «а» пп. 14.1.54 НКУ.

Далее, согласно ст. 97 ГКУ, органами управления обществом являются общее собрание участников и исполнительный орган. Общее собрание устанавливает компетенцию исполнительного органа и его состав (ст. 99 ГКУ). При этом оно сохраняет за собой право принимать решения по всем вопросам деятельности, в т. ч. переданным в компетенцию исполнительного органа (ч. 1 ст. 98 ГКУ). Некоторые вопросы управления обществом регламентированы также ст. 89 ХКУ. Следует ли из этих норм, что общее собрание участников общества (а тем более, если участник один и он является физлицом) может вести бухучет и составлять отчетность?

По мнению автора, нет. Функция общего собрания участников общества — это принятие решений, а не их исполнение и не ведение текущей деятельности. Для исполнения решений существует исполнительный орган общества, обособленный от его участников — правление, дирекция, директор и пр. Если же общее собрание участников общества полностью берет на себя функции исполнительного органа, то тем самым создается ситуация, при которой исполнительный орган как таковой на предприятии отсутствует (он сливается с общим собранием). А это уже противоречит вышеуказанным нормам ГКУ и ХКУ, согласно которым исполнительный орган в обществе должен быть.

Поскольку исполнительный орган — это не общее собрание участников, он может состоять из физических лиц, не являющихся участниками. Значит, исполнительный орган общества как таковой может работать только на условиях трудового договора с каждым его членом. К тому же функция по ведению бухучета и составлению отчетности — это не принятие решений, это трудовая функция исполнительного органа, выполнение которой должно быть оплачено в обязательном порядке. В связи с этим, по мнению автора, возможны претензии со стороны инспекции по труду, дескать, если учредитель исполняет обязанности руководителя, то налицо административное правонарушение, предусмотренное ст. 41 КУоАП (нарушение законодательства о труде, которое заключается в том, что фактические трудовые отношения общества с руководителем не оформлены, и которое может быть расценено как «прочие нарушения законодательства о труде»). Хотя на практике вероятность применения такого штрафа весьма невелика, автор все же не рекомендует нарушать трудовое законодательство.

Более подробно вопросы управления предприятием регулирует ст. 65 ХКУ. Согласно ч. 3 ст. 65 ХКУ, собственник предприятия должен назначить руководителя для руководства хоздеятельностью. Следовательно, ни одно предприятие не может существовать без наемного руководителя. Все вышесказанное справедливо и для частных предприятий. Определение этого вида предприятий содержится только в ст. 113 ХКУ, а нормы ст. 65 ХКУ действуют для всех видов предприятий, в т. ч. и частных.

Дополнительным, но весьма убедительным аргументом в пользу того, что на любом предприятии должен быть наемный руководитель, служит пример предприятия, собственники которого — только юридические лица. В этом случае нет никакой альтернативы найму руководителя на условиях трудового договора. Ведь ни один из собственников не может вести бухучет такого предприятия, составлять и подписывать отчетность, поскольку не является физическим лицом.

Почему же для тех предприятий, в числе собственников которых есть физлица, ситуация должна быть иной? В самом деле, согласно п. 48.3 НКУ, налоговая декларация в числе обязательных реквизитов должна содержать подпись должностных лиц предприятия — налогоплательщика. Собственники предприятия — физические лица не являются его должностными лицами, а юридические лица не могут таковыми быть по своей сути. Согласно пп. 48.5.1 НКУ, налоговую декларацию могут подписывать либо руководитель налогоплательщика, либо уполномоченное лицо. Однако, учитывая п. 48.3 НКУ, следует помнить, что такое лицо тоже должно быть должностным лицом налогоплательщика, а значит, учредитель не может считаться уполномоченным лицом в целях пп. 48.5.1 НКУ. Это может быть, например, заместитель руководителя, который может работать только на условиях трудового договора.

Следовательно, учредитель не может подписывать налоговую декларацию, если он не является должностным лицом предприятия. Поэтому, опять же, на любом предприятии должен работать наемный руководитель на условиях трудового договора.

Но как тогда понимать норму ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете, разрешающую собственнику предприятия самостоятельно вести бухучет и составлять отчетность? По мнению автора, ее действие аннулируется нормами ГКУ и ХКУ, которые мы только что проанализировали. Так как кодекс имеет юридическую силу выше, нежели закон, то данную норму Закона о бухучете следует распространять только на руководителя предприятия, который может самостоятельно составлять и подавать отчетность. Собственник, к сожалению, данной нормой воспользоваться не может.

Таким образом, физлицо — учредитель предприятия, если оно одновременно осуществляет управление своим предприятием, в т. ч. составляет и подает отчетность, должно оформлять такие отношения в виде трудовых отношений предприятия и наемного руководителя. То есть такого учредителя необходимо принять на работу на должность руководителя на общих основаниях, а также начислять и выплачивать ему зарплату за выполнение трудовых функций по управлению предприятием.

Минимальный комплект отчетности

А сейчас составим перечень форм отчетности, которую должно подавать предприятие, не ведущее хоздеятельности и являющееся налогоплательщиком на общих основаниях.

Финансовая отчетность. Как правило, предприятия, не осуществляющие хоздеятельность, относятся к малым предприятиям и составляют финотчетность согласно П(С)БУ 25. Финотчетность подается в органы государственной статистики ежеквартально согласно ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете, так как согласно ч. 1 ст. 13 этого же закона отчетным периодом является год, а промежуточная финотчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Несмотря на то, что предприятие не ведет свою деятельность, его финотчетность всегда будет содержать информацию об уставном капитале, активах, источником которых мог быть уставный капитал, о расчетах по зарплате с наемным руководителем и по платежам в бюджет и в ПФУ, а также о расходах на выплату зарплаты и поступлении денежных средств для осуществления таких расходов.

Госрегистратору финотчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах подается ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, согласно ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете. Финансовые санкции за неподачу такой отчетности не предусмотрены. Однако неподача такой отчетности подпадает под действие ст. 164-2 КУоАП. Заметим, что госрегистратор не наделен полномочиями для применения административного штрафа согласно этой статье, так как в соответствии со ст. 234-1 КУоАП его могут применять только органы государственного финансового контроля.

Финотчетность подается также в органы ГНИ согласно п. 46.2 НКУ, если предприятие является плательщиком налогов на общих основаниях. Для неработающих предприятий более актуален второй абзац п. 46.2 НКУ, согласно которому они должны подавать финотчетность вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль. Поскольку они применяют П(С)БУ 25, такая финотчетность будет состоять только из баланса и отчета о финансовых результатах.

Налоговая отчетность неработающих предприятий включает налоговую декларацию по налогу на прибыль, которая подается согласно п. 57.1 НКУ один раз в год в течение 60 календарных дней, следующих по окончании отчетного года (пп. 49.18.3 НКУ). Вновь созданные предприятия не уплачивают авансовые взносы по налогу на прибыль на основании абзацев четвертого и пятого п. 57.1 НКУ. Предприятия, которые уже достаточно давно свернули свою деятельность, также не платят авансовый взнос из-за отсутствия суммы налога на прибыль к уплате за предыдущий год. Но если такая сумма еще была, а по итогам I квартала следующего года деятельность уже не ведется, предприятие вправе подать налоговую декларацию и финотчетность по итогам такого квартала согласно абзацу седьмому п. 57.1 НКУ. После подачи такой декларации оно прекращает платить авансовый взнос по налогу на прибыль со II квартала следующего года. Однако теперь у него возникает обязанность подать декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие, девять месяцев и год.

Если предприятие зарегистрировано плательщиком НДС, оно подает соответствующую декларацию согласно п. 203.1 НКУ.

Налоговые декларации по остальным налогам, предусмотренным статьями 9 и 10 НКУ, подаются только при наличии соответствующего объекта налогообложения. Если предприятие не ведет деятельности, у него, как правило, нет и оснований для подачи указанных деклараций. Однако предприятиям, являвшимся до прекращения хоздеятельности плательщиками экологического налога согласно ст. 240 НКУ, а с нового отчетного года уже не планирующим осуществлять выбросы загрязняющих веществ, размещать отходы, а также образовывать радиоактивные отходы, необходимо подать в орган ГНС по местонахождению источников загрязнения заявление о том, что с нового отчетного года у них отсутствует объект обложения экологическим налогом (п. 250.9 НКУ).

Отчетность, связанная с начислением заработной платы. Поскольку, как мы уже выяснили, ни одно предприятие не может обойтись без наемного руководителя, оно должно начислять и выплачивать руководителю зарплату. В связи с этим должна подаваться отчетность в Пенсионный фонд по форме приложения 4 к Порядку формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному постановлением правления ПФУ от 08.12.2010 г. №22-2. Этот отчет подается не позднее 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.

В орган ГНИ по месту регистрации предприятия ежеквартально подается налоговый расчет по форме №1ДФ, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1020. Расчет по ф. №1ДФ подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) квартала (пп. 46.18.2 НКУ).

Вот и все формы отчетности, которые должно составлять и подавать неработающее предприятие. Однако на данный момент имеется информация о том, что все формы отчетности, связанные с начислением зарплаты, планируется объединить в одну форму, которая будет подаваться только в органы ГНИ. Чтобы не пропустить этот момент, следите за нашими дальнейшими публикациями.

  • Конституция — Конституция Украины.
  • УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. №2341-III.
  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV.
  • ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. №436-IV.
  • КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. №8073-X.
  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. №322-VIII.
  • Закон об оплате труда — Закон Украины от 24.03.95 г. №108/95-ВР «Об оплате труда».
  • П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовая отчетность малых предприятий», утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. №39.

Источник: https://online.dtkt.ua/Book/%C2%AB%D0%94%D0%9A%C2%BB%20%E2%84%9631-2013%20(%D1%80%D1%83%D1%81.).epub/navPoint-7


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *