Образцы рецензий на рабочие программы по фгос
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образцы рецензий на рабочие программы по фгос». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если при заполнении была допущена хоть одна ошибка, нужно взять новый бланк и заполнить его заново печатными буквами. Обратиться в Федеральную миграционную службу по месту фактического проживания;. Если Федеральный миграционный орган откажет в выдаче квоты на РВН, иностранный гражданин не имеет права оспаривать данное решение, подавая жалобу и т.
Содержание:
Образец рецензии на рабочую программу
на рабочую программу по английскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, составленную ________________________________________, учителем английского языка.
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса предназначена для реализации общеобразовательной программы по иностранному языку в 5 классе в рамках основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «_____________________________».
Рабочая программа разработана на основе:
— авторской программы по английскому языку к УМК « Rainbow English » для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. (Английский язык. 5-9 классы: учебно-методич. пособ./О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015г.
— локального акта МБОУ «__________________________», утверждённого приказом по учреждению от 00.00.20___ № ____ «Положение о рабочей программе педагога».
Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
— планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;
Приложением к рабочей программе представлены:
— критерии оценки достижения планируемых результатов.
Титульный лист содержит сведения о разработчике программы и дате её утверждения.
В разделе Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отмечено, что федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов. В программе раскрыто достижение результатов во всех четырех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Также в этом разделе раскрыта сущность универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В рабочей программе раскрыты компетенции (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная), которые обучающийся должен освоить по учебному предмету «иностранный язык» на начальной основной ступени образования. В планируемых личностных, метапредметных и предметных результатах освоения учебного предмета определено, что учащиеся должны усвоить.
— речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
— языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
— социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
— компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
— учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
— способность и готовность к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний;
— способность к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
— способность к личностному самоопределению в отношении будущей профессии; к социальной адаптации;
— качества гражданина и патриота.
Формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
В приложении к программе описаны критерии оценки достижения планируемых результатов. Здесь представлены показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
В приложении к программе представлены контрольно-измерительные материалы.
Рецензент – _________________, ________________________________
Источник: https://infourok.ru/obrazec-recenzii-na-rabochuyu-programmu-1399379.html
Рецензия на рабочую программу
рабочая программа на тему
на рабочую программу по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления «Юный патриот»
Габибовой Людмилы Владимировны, учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 8
(общеинтеллектуальное направление)
Скачать:
Предварительный просмотр:
на рабочую программу по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления «Юный патриот»
Габибовой Людмилы Владимировны, учителя начальных классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный патриот» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, содержит:
- титульный лист;
- пояснительную записку, содержащую следующее:
сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания, цели, задачи, принципы реализации программы, ее назначение, актуальность и перспективность, возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия, объём часов, отпущенных на занятия формы и методы работы.
3) учебно-тематический план представлен на год.
Ценность преподавания курса «Юный патриот» в использовании проблемно – поискового метода, обеспечивающего реализацию развивающих задач, в использовании разнообразных формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия организуются как в аудитории, так и вне ее.
5) методическое обеспечение программы содержит определяет методы и приемы работы с детьми на занятиях. Выбор обусловлен принципами развивающего обучения и позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе развивающей работы, учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
6) предполагаемая результативность курса содержит:
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Юный патриот», представлены на конкретный год обучения.
Замечание: не указаны возраст детей, которым адресована программа, число часов и занятий в неделю.
Данная программа в основном соответствует требованиям и при незначительной доработке может использоваться в качестве рабочей в образовательном процессе.
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 8
I квалификационной категории О.А. Еделькина
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/01/retsenziya-na-rabochuyu-programmu
Образцы рецензий на рабочие программы по фгос
1. РЕЦЕНЗИЯ на «Рабочую программу ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента (специальности 6.030502, 6.030504, 6.030601)», подготовленные доцентом Резником Н. Г.
Разработанная программа ознакомительной практики составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к высшей школе. Разработанная программа изложена на 4 страницах и включает в себя 12 часов летней ознакомительной практики.
Разработанная программа ознакомительной практики включает следующие вопросы: цель и задачи, место и время проведения практики, охрану труда и технику безопасности, метод контроля и подведение итогов практики. Важным обязательным вопросом, который включен в программу это вопрос о проведении экскурсии со студентами во время практики на опытном участке овощеводства кафедры.
Разработанная программа может служить хорошим пособием для проведения ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента и их следует рекомендовать к изданию.
Доцент кафедры виноградарства, кандидат с.-х. наук Ботнарь Е. В. 6.02.09 г.
2. Рецензия на рабочую программу дисциплины «Контроллиг» для специалистов направления подготовки 0501 — «Экономика и предпринимательство», специальности 6.050.200 «Менеджмент организаций», разработанную к. э.н., доцентом кафедры экономики и организации предприятий АПК Голосовым А. А. ЮФ НУБиП Украины «Крымского агротехнологического университета»
Курс «Контроллиг» являться актуальным, прежде всего, для формирования эффективного менеджера, который бы смог понимать экономические события и верно их оценить, как во внешней, так и во внутренней среде. Рабочая программа разработанная автором, помогает объективно оценивать происходящие события в хозяйственной жизни организации и правильно принимать управленческие решения. Достаточно хорошо проработан блок контроля и самостоятельной работы, рекомендуемой литературы. Автор предлагает задания, которые объективно формируют самостоятельность, творчество и инициативу студентов. В их числе экономический анализ, сравнительный анализ, анализ альтернативных точек зрения, и др. Используются средства мультимедиа, визуализация понятий (проблемы). Через мультимедийные программы предлагаются такой тип заданий, как построение цепочки рассуждений об произходящих событиях. Списать ответ на эти вопросы невозможно; эти задания побуждают мыслить, заметно интенсифицируют этот процесс. В заключение следует подчеркнуть что в целом программа отвечает требованиям предъявляемым к таким работам и может использоваться для обучения студентов в курсе подготовки специалистов данной специальности.
3. Рецензия на рабочую программу по дисциплине «Теория тракторов и автомобилей» для специальности 7.091900. 8.091900 — “Механизация сельского хозяйства”
Рабочая программа составлена для подготовки специалистов и магистров по направлению “Механизация сельского хозяйства” на основании программы учебной дисциплины в аграрных высших учебных заведениях 2-4 уровней аккредитации.
Программа соответствует образовательно — профессиональному уровню подготовки студентов и охватывает все необходимые разделы дисциплины; Теория и расчёт автотракторных двигателей, теория и расчёт тракторов и автомобилей.
В программе приведено ориентировочное распределение учебного времени по разделам и видам занятий, с учетом времени отводимого на самостоятельную работу студентов.
В программе приведены: ориентировочный перечень практических и лабораторных занятий, тематика курсового проектирования, используемые технические средства, а также список литературы.
Считаю, что рабочая программа по дисциплине «Теория тракторов и автомобилей» может быть использована в учебном процессе подготовки специалистов и магистров по направлению 0919 — “Механизация сельского хозяйства”.
Доцент кафедры “Инженерной механики” ЮФ “КАТУ” НАУ В. С. Рутенко
4. РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по дисциплине «Плодовый питомник» для подготовки бакалавров по специальности «Плодоовощеводство и виноградарство»
Рабочая учебная программа рассчитана на 1,5 кредита с 14 час. лекций, 12 час. практических занятий, 28 час. самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы 50%, что допустимо, учитывая специфику предмета и объектов изучения. В программу включена учебная практика в размере 1 кредита и приведен её тематический план.
В программе достаточно четко и подробно сформулированы цели и задачи дисциплины, требования к знаниям студентов, необходимые практические навыки.
План самостоятельной работы и учебной практики дополняет аудиторные занятия и его выполнение позволит студентам более глубоко изучить вопросы выращивания посадочного материала плодовых культур.
Критерии оценки знаний студентов изложены в общем плане и не адаптированы к дисциплине и модульно-рейтинговой системе обучения.
В целом рабочая учебная программа отвечает предъявляемым требованиям и может быть утверждена методической комиссией.
Доцент кафедры защиты растений Н. Г Валеева
5. РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» для магистров 1 курса специальности: 8. 091704 «Технология бродильных производств и виноделия», разработанную к. т.н., доцентом, зав. кафедрой ТОПП и КСУ Ю. Б. Гербером и к. т. н., доцентом кафедры технологического оборудования перерабатывающих предприятий и компьютерных систем управления А. В. Гавриловым
Итоговый контроль дисциплины – экзамен.
Поставленная цель вполне соответствует требованиям образовательно-профессиональной программы по направлению подготовки уровня магистр студентов специальностей «Пищевая технология».
Курс построен по принципу изучения теоретического материала с помощью лекционных занятий в соответствии с рекомендуемой Министерством науки и образования программой. Программой данного курса предусмотрено закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях с помощью применения активных методов обучения – практических и ситуационных задач, а также специальных тестов по управлению производством и перерабатывающими предприятиями, с акцентом на специальность «Пищевые технологии».
Основными задачами дисциплины являются:
- овладение организационной культурой мышления;
- понимание системности явлений и процессов в организации;
- освоение методов решения управленческих задач;
- комплексное исследование рынка (рынок, товар, конкуренты, покупатели и потребители, особенности работы на перерабатывающих предприятиях);
- оценка внутренних производственно-ресурсных возможностей предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;
- формирование товарной политики предприятия, его маркетинговой стратегии и тактики, и планирование маркетинга (разработка маркетинговых программ);
- прикладные экономические исследования применительно к перерабатывающему предприятию;
- контроль маркетинговой деятельности и управление маркетингом в лице руководителя перерабатывающим предприятием.
Считаю, рабочую учебную программу дисциплины «Менеджмент и маркетинг» соответствующей уровню подготовки магистров в вузах 4 уровня аккредитации и рекомендую ее к использованию в учебном процессе.
Рецензент, профессор кафедры технологии бродильных производств и виноделия ЮФ НУБиП У «КАТУ» Е. П. Шольц-Куликов
Источник: https://po-teme.com.ua/prepodavatelyam/2525-retsenziya-na-rabochuyu-programmu-obraztsy.html
Методические рекомендации по составлению рецензий на рабочую программу, учебно-методический комплекс дисциплины и профессионального модуля
Разработаны с целью оценки качества методического оснащения учебной дисциплины, профессионального модуля.
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского
(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал)
ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского
(Первый казачий университет) »
Протокол № ___ от ________20_____ г.
Председатель ПЦК _______ Т.В.Бекетова
Методические рекомендации
по составлению рецензий на рабочую программу,
учебно-методический комплекс
дисциплины и профессионального модуля
Методические рекомендации по составлению рецензий на рабочую программу учебной дисциплины (профессионального модуля), учебно-методический комплекс дисциплины и профессионального модуля/ Автор Маркова С. В., преподаватель высшей категории – Омск: СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)», 2016. – 32 с.
Методические рекомендации предназначены для всех предметно-цикловых комиссий СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)». Разработаны с целью оценки качества методического оснащения учебной дисциплины, профессионального модуля.
2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины 4
3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 7
3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 8
4 Полезные советы рецензенту 9
5 Общая характеристика рецензии на рабочую программу учебной дисциплины и профессиональных модулей 15
6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 17
6.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 18
Приложение 1 (образец оформления рецензии) 19-31 Литература 32 8
1 Общие понятия
Рецензия (от латинского recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.
Учебно-методический комплекс (далее по тексту УМК) – совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, профессиональному модулю, предусмотренных для изучения студентом учебной дисциплины и профессионального модуля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.
Учебно-методический комплекс (далее — УМК) – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации обучающимися материала дисциплины, входящей в основную профессиональную образовательную программу по специальности или профессии.
2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины
Для рецензии характерен небольшой объём и краткость изложения. По своей сути рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному на основе аргументированного анализа.
Учебно-методический комплекс дисциплины специального блока, профессионального модуля предполагает три рецензии: внутреннюю, внешнюю (из другого образовательного учреждения) и третью – от работодателя. Для остальных УМК две рецензии – внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем того учебного заведения, в котором Вы преподаёте данную дисциплину, профессиональный модуль. Однако, необходимо обратить внимание на то, что квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. К примеру, преподаватель, имеющий высшую квалификационную категорию, может давать рецензию на материалы преподавателю имеющего высшую или первую квалификационную категорию. Но, обратный вариант невозможен.
Внешняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем другого учебного заведения. Аналогично, квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. Рецензент должен быть специалистом в той области знания, к которой относится Ваша дисциплина. Желательно к написанию внешней рецензии привлекать специалистов, имеющих научную степень.
В качестве третьего рецензента может выступать практикующий специалист или работодатель по специальности среднего профессионального образования.
Следовательно, внешняя и внутренняя рецензия имеют много общего, но различаются в осведомлённости каждого из рецензентов, относительно существования стандартов учебного заведения, определяющих состав и структуру учебно-методического комплекса, его отдельных элементов.
Рецензия включает в себя две части: повествовательно-аналитическую и заключительно-оценочную.
Повествовательно-аналитическая часть содержит информацию о том, какая дисциплина или профессиональный модель представлен данным УМК, для кого предназначена; какие материалы представлены (календарно-тематический план, рабочая программа учебной дисциплины, методические материалы по практическим занятиям, методические материалы по самостоятельной работе и т.д.), их краткую характеристику.
Заключительно-оценочная часть – это вывод о том, насколько представленный учебно-методический комплекс дисциплины способствует качественной подготовке будущего специалиста.
3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии
Рецензия (как внутренняя так и внешняя) начинается с определения того, какая дисциплина или профессиональный модуль представлены, по какой специальности (указывается соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования).
Структура УМК включает в себя нормативно-правовой
и учебно — методический блоки.
Нормативно-правовой блок состоит из:
выписки из учебного плана содержащей данную дисциплину,
примерная программа по дисциплине,
положения об организации самостоятельной работе обучающихся, положение об организации и проведении лабораторно-практических работ (если предусмотрены) и другие внешние и внутренние нормативные акты.
Далее необходимо обозначить те элементы, которые входят в состав учебно-методического комплекса.
В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:
утверждённая рабочая программа;
контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты);
методические указания к практическим занятиям;
методические указания к семинарским занятиям;
методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
методические рекомендации по выполнению курсовых работ, их тематика (если предусмотрено);
методические рекомендации по выполнению дипломных работ, проектов и их тематика (если предусмотрено);
дидактические материалы по дисциплине, профессиональному модулю (карточки, раздаточный материал, схемы, слайды);
методические указания по выполнению контрольных работ, их тематика для студентов очно -заочной, заочной форм обучения.
Задача рецензента указать (перечислить) имеющиеся в наличии элементы учебно-методического комплекса. После перечисления элементов, присутствующих в учебно-методическом комплексе необходимо дать краткую характеристику каждого.
3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии
В заключение рецензии необходимо дать общую оценку учебно-методическому комплексу, сделать вывод о том насколько представленное УМК способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности.
По завершении рецензии необходимо указать фамилию и инициалы рецензента, научное звание (если есть), должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия). Заверяется рецензия гербовой печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью.
4 Полезные советы рецензенту
Рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному, изученному, рассмотренному.
Рецензент должен обосновать своё мнение аргументированным анализом.
Качество рецензии зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, от глубины понимания предмета рассмотрения, от способности объективного анализа, от ответственности и работоспособности.
Отношения между рецензентом и автором материалов – диалог, в котором каждая сторона имеет права и возможности для отстаивания своей позиции.
Подмена анализа материала простым перечислением имеющегося недопустима.
Язык рецензии должен быть грамотным, доступным, профессиональным, последовательным.
Замечания делайте по существу. И не забывайте обязательно отмечать достоинства представленных материалов.
В завершении рецензии дайте общую оценку всего учебно-методического комплекса.
Образец оформления внешней рецензии
на учебно-методический комплекс дисциплины
«Документационное обеспечение управления»
специальности 080110.51 «Банковское дело»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Документационное обеспечение управления» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».
Учебно-методический комплекс включает в себя следующие элементы:
рабочую программу учебной дисциплины;
тестовые задания по дисциплине;
методические указания к практическим занятиям;
методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
слайд-сопровождение лекционного материала.
Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей студента.
В целом, учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» способствует качественному освоению студентом общих и профессиональных компетенций.
к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ЧГАКИ
Образец оформления внутренней рецензии
на учебно-методический комплекс дисциплины
специальности 080110.51 «Банковское дело»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математика» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».
Учебно-методический комплекс включает в себя следующие элементы:
рабочую программу учебной дисциплины;
задания для текущего контроля знаний студентов;
экзаменационные билеты для промежуточной аттестации;
методические указания к практическим занятиям;
методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения;
слайд-сопровождение учебных занятий.
Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Математика» способствует формированию и совершенствованию общих компетенций студентов.
Иванова И.И., преподаватель высшей квалификационной категории предметно-цикловой комиссии естественнонаучных и математических дисциплин Челябинского юридического колледжа
5 Рецензирование рабочих программ
(Рассмотрено на Ученом совете Университета (ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского» ПКУ) Протокол № 7 от 29.01.2015 г. УТВЕРЖДАЮ: Ректор Университета В.Н. Иванова 30.01.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ «О разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям СПО»)
Рецензирование рабочих программ осуществляется по факту их разработки или пересмотра в новой редакции.
В качестве внешнего рецензента рекомендуется привлекать преподавателя по данной общеобразовательной дисциплине высшей и/или первой квалификационной категории из другого образовательного учреждения, реализующего подготовку специалистов по аналогичным специальностям.
Представление рабочей программы на заседании Предметно-цикловой комиссии соответствующего направления, обсуждение и утверждение с занесением в протокол заседания ПЦК, считается равносильным внутреннему (внутри образовательного учреждения) рецензированию.
Рецензент, члены ПЦК при необходимости вносят предложения по улучшению рабочей программы и дают заключение о возможности использования её в учебном процессе.
Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации — занимаемую должность, полное наименование организации).
Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программ, зачитывается отзыв внешнего рецензента.
После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.
6 Структура рецензии на рабочую программу
Рецензия на рабочую программу должна содержать:
Заголовок, в котором отражается: наименование рабочей программы и сведения об авторах рабочей программы;
Назначение рабочей программы (необходимо указать для студентов каких специальностей разработана рабочая программа);
Оценка структуры рабочей программы;
Соответствие распределения учебных часов учебному плану по специальности;
Соответствие тематики курсовых работ Федеральному государственному образовательному стандарту и современному уровню развития науки, техники и производства.
Примечание: на рабочую программу составляется две рецензии:
внутренняя (может быть дана председателем цикловой комиссии, преподавателями учебного заведения);
внешняя (может быть дана председателем областного методического объединения, преподавателями ВУЗов и средних специальных учебных заведений города и области, работодателями), подпись внешнего рецензента необходимо заверять в отделе кадров по месту работы.
Рецензия включает в себя две части: повествовательно-аналитическую и заключительно-оценочную.
6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии
Далее необходимо охарактеризовать разделы и пункты, которые входят в состав программы, например:
— количество часов отведенных на изучение дисциплины (профессионального модуля);
— соответствие программы регламентируемому макету по ФГОС;
(внутренняя рецензия)
— количество разделов и логичность их разделения;
достаточность охвата соответствующих компетенций;
— актуальность тематики самостоятельной работы;
— соответствие форм и методов контроля современной педагогике;
соответствие условий реализации современным условиям профессиональной деятельности выпускника (внешняя рецензия);
— соответствие рекомендуемого информационного обеспечения, его актуальность и современность.
6.2 Заключительно — оценочная часть рецензии
В заключение рецензии необходимо дать общую оценку программе, сделать вывод о том насколько реализация данной программы способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
По завершении рецензии необходимо указать должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия), научное звание (если есть), фамилию и инициалы рецензента.
Заверяется рецензия печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью. Внутреннюю рецензию можно не заверять печатью.
Образец оформления внешней рецензии
на рабочую программу дисциплины (модуля) ХХ.ХХ «______________»
по специальности ___________________
(_____________ уровень подготовки)
( ФИО, должность, звание, место работы)
Установить соответствие требований к знаниям, умениям, практическому опыту, общим и профессиональным компетенциям по дисциплине (модулю) требованиям ФГОС СПО по специальности.
Сформировать заключение о возможности использования рабочей программы дисциплины (модуля) в учебном заведении СПО.
— соответствие форм и методов контроля и оценки результатам обучения, в т.ч. указанным компетенциям.
Рабочая программа может (не может) быть рекомендована для применения в учебном процессе по специальности:
— предложения по использованию инновационных образовательных технологий, как для проведения занятий, так и внеаудиторной работы с целью формирования и оценки указанных знаний, умений, практического опыта и компетенций.
___________________ __________ 20___г. ____________________
Образец оформления внешней рецензии
на рабочую программу дисциплины (модуля, практики)
Программа подготовлена (полное название учебного заведения) (автор)______________________________________
В рабочей программе дисциплины (модуля, практики)______________
указаны примеры оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций; критерии оценки текущего и рубежного контроля.
В тематическом плане дисциплины (модуля, практики) выделены внутридисциплинарные модули______________________________________ , что отвечает требованию современного ФГОС ВПО.
Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (лекции, практическое занятие, клиническое практическое занятие), но и интерактивными формами, такими как — ролевые учебные игры, просмотр видеофильмов и создание мультимедийных презентаций, тренинги на фантомах, участие в научно-практических конференциях, создание информационных бюллетеней, подготовка бесед с населением, подготовка и защита рефератов, проведение предметных олимпиад, работа в «фокус- группах» и т.д.(указать Ваши интерактивные образовательные технологии).
Таким образом, рабочая программа дисциплины (модуля, практики) полностью соответствует ФГОС ВПО (СПО) по специальности _______________(______), программе дисциплины _____________и может быть использована в учебном процессе (полное название учебного заведения).
(Подпись рецензента заверяется
Образец оформления внешней рецензии
на рабочую программу дисциплины (модуля)
по дисциплине (модулю) _______________________________ _________________________
полное название учебной дисциплины (модуля)
направлению подготовки _______________________________________________________
профилю подготовки ____________________________________________________, выполненный преподавателем (ми) _________________________________________________
Фамилия И.О., ученая степень, ученое звание
(полное название кафедры)
(полное название учебного заведения )
Цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО (СПО).
Место дисциплины в структуре ООП. Дано описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указаны требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Также указаны теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО (СПО). Указан перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах;
Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра);
Тематический план изучения учебной дисциплины;
Программы лекционных, семинарских (практических) занятий, самостоятельной работы содержат тематические планы, перечни основных понятий и категорий, списки литературы.
Образовательные технологии, указанные по видам учебной работы (аудиторной, внеаудиторной).
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение.
Указаны темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Указаны фактические специализированные лаборатории и кабинеты с перечнем оборудования и технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.
Необходимо также отметить достоинства рабочей программы, авторские разработки.
Заключение (варианты):
Проект программы может быть использован для обеспечения основной образовательной программы по направлению подготовки __________ дисциплине (модулю) _________ как базовый вариант.
……может быть использован при устранении отмеченных недостатков….
… не может быть использован, так как не соответствует требованиям ФГОС ВПО, примерной основной образовательной программы и др.
(Фамилия И.О., место работы, должность, ученая степень, ученое звание)
Образец оформления внешней рецензии
по дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий язык),
разработанную преподавателем высшей категории
Сибирского казачьего института технологий и управления
ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского
(Первый казачий университет) »
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).
В паспорте рабочей программы представлены цели и задачи – требования к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» (немецкий язык).
Программа рассчитана на 117 часов: 78 часов — аудиторные занятия, а также 39 часов для самостоятельной работы студентов (выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной и общенаучной направленности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
Темы лексико-грамматического материала программы и требования к их овладению составлены в соответствии с целью обучения студентов различным видам чтения текстов социокультурного, общенаучного и профессионально – ориентированного характера, а также обучения студентов элементарным основам общения на бытовые и профессионально – ориентированные темы.
Наличие «Вводно – коррективного» раздела позволяет подвести студентов разного уровня подготовленности к работе над «Профессионально-ориентированным» разделом программы.
В грамматическом материале сделан акцент на овладение грамматическими конструкциями, необходимыми для перевода общенаучных, профессионально – ориентированных текстов на русский язык.
Разработанная программа обеспечивает реализацию образовательного процесса в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов третьего поколения.
Образец оформления внутренней рецензии
по дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий язык),
разработанную преподавателем высшей категории
Сибирского казачьего института технологий и управления
ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского»
(Первый казачий университет)
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
Паспорт программы учебной дисциплины;
Условия реализации программы;
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Титульный лист содержит сведения о разработчике программы и дате её утверждения.
В паспорте программы учебной дисциплины указаны область применения программы, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины, количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
Программа рассчитана на 249 часов: 177 часов — аудиторные занятия, а также 72 часа для самостоятельной работы студентов (анализ лексико – грамматических соответствий (расхождений) русского и иноязычного сегментов; выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной, общенаучной направленности и по специальности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
В программе ставится задача завершить формирование основ владения немецким языком, начатое в основной школе и обеспечить элементарные практические навыки владения языком в сфере бытового общения, элементарные профессиональные знания и умения для освоения специальности.
В грамматическом материале сделан акцент на овладение грамматическими конструкциями, необходимыми для перевода общенаучных, профессионально – ориентированных текстов на русский язык.
В разделе «Условия реализации учебной дисциплины» перечислены требования к материально-техническому и информационному обеспечению дисциплины. Раздел включает в себя: рекомендуемую литературу и средства обучения — указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные.
Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» включает показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
преподаватель высшей категории
ПЦК общеобразовательных дисциплин
«МГУТУ им. К.Г. Разумовского» МП ФИО
__________ 20___г. ____________________
Образец оформления внутренней рецензии
Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_sostavlieniiu_rietsienzii_na_rabochuiu_proghrammu_uchiebno_mietodichieskii_komplieks_distsipliny_i_profiessional_nogho_modulia