Попали в ДТП, а у нас нет страховки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попали в ДТП, а у нас нет страховки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Но обо всем по порядку. Ваша справка 2-НДФЛ там уже есть. Если у вас до сих пор нет доступа к личному кабинету налогоплательщика, то получаем его.

Содержание:

Попал в ДТП без страховки, и я не виноват — кто возместит ущерб

В силу разных обстоятельств автомобиль может стать объектом аварии до того, как его владелец получит полис ОСАГО — документ, обязательный для каждого водителя, управляющего транспортным средством (ТС). В такой ситуации придется детально разобраться, что будет, если водитель попал в ДТП, не имея страховки, и не виноват в аварии.

В 2020 году страхование автогражданской ответственности — обязательное требование, которое должно выполняться всеми владельцами транспортных средств. Эта обязанность предусмотрена ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО». Процедуры, связанные с оформлением полиса и выплатой возмещения, прописаны в Положении Банка России № 431-П от 19.09.2014 (с изменениями от 08.10.2019).

Важно понимать, что наличие полиса ОСАГО защищает владельца пострадавшего в ДТП авто от значительных финансовых потерь. Но и в случае его отсутствия есть возможность получить компенсацию, если выполнить строго регламентированные действия как непосредственно при аварии, так и при последующем обращении в страховую компанию виновного.

Рассмотрим подробнее, кто выплатит ущерб пострадавшему, какие у него перспективы на решение финансовых вопросов без полиса ОСАГО и как избежать ошибок, типичных в таких ситуациях.

Кто возместит ущерб при ДТП, если у пострадавшего нет страховки

Иногда участники аварии находятся в неравном положении в плане наличия полисов. В таких случаях больше всего некоторых пострадавших участников ДТП волнует, выплатят ли страховку, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО, а у виновника есть.

ОСАГО обеспечивает застрахованным лицам защиту имущественных интересов, связанных с гражданской ответственностью в связи с повреждением чужого автомобиля. Поэтому расходы потерпевшего возместит компания, застраховавшая водителя, действия которого стали причиной аварии. ОСАГО позволяет покрыть полностью или частично издержки:

  • по ремонту ТС;
  • по лечению и компенсации утраченного заработка;
  • по погребению;
  • по потере кормильца.

Возмещение ущерба при ДТП, если у пострадавшего нет страховки, а виновник застрахован только по КАСКО, получить сложнее. Объясняется это тем, что КАСКО не страхует ответственность перед третьими лицами. Такой вид страхования защищает только само транспортное средство от угона, хищения, причинённого ему ущерба.

При наличии у виновного ОСАГО либо КАСКО способы обращения за компенсацией будут разные.

Возмещение ущерба по ОСАГО с виновника аварии пострадавший сможет получить, если сразу после ДТП им предприняты все необходимые действия, предусмотренные ПДД для аварийных ситуаций. Пострадавший участник аварии должен:

В срок 5 дней (рабочих) страховая фирма обязана принять меры для осмотра пострадавшей машины. Практика показывает, что если соблюдены все требования по оформлению ДТП и фиксации повреждений, страховые компании виновных в аварии с полисом ОСАГО выплачивают ущерб пострадавшим без дополнительных судебных разбирательств.

Убедиться в действительности полиса ОСАГО можно на сайте РСА или в страховой компании (позвонить по контактному номеру).

Обратите внимание! Если виновный водитель не вписан в полис ОСАГО, для потерпевшего это не имеет принципиального значения, т. к. факт ДТП всё равно является страховым случаем, вред от которого подлежит возмещению страховщиком по обращению пострадавшего. В дальнейшем страховая фирма взыщет с виновника ДТП сумму перечисленной потерпевшему компенсации по регрессному требованию (40-ФЗ, ст. 14, п.1 п. п. «д»).

Владельцу пострадавшей в аварии машины наличие у виновника страховки КАСКО не всегда гарантирует имущественную защиту. Для КАСКО нет единых условий и правил, поэтому выплаты потерпевшему могут быть гарантированы страховщиком только в том случае, если это прописано в договоре. Если такого пункта в договоре нет, единственный способ получить пострадавшему денежную компенсацию за причинённый ущерб — взыскать всю сумму с виновника ДТП. Для этого нужно обратиться за судебной защитой или решить вопрос в досудебном порядке.

Возмещение ущерба по КАСКО возможно только для самого застрахованного лица при повреждении, угоне или хищении его автомобиля. Да и то лишь при неукоснительном соблюдении всех требований, предусмотренных договором страхования.

Что делать, если пострадавший не застрахован по ОСАГО

Иногда при отсутствии полиса даже пострадавшие участники аварии необдуманно покидают место ДТП. Если у потерпевшего водителя нет страховки, это не является поводом для самовольного оставления места происшествия до установления всех обстоятельств аварии. Ведь в таком случае при негативном сценарии степень ответственности только увеличится.

Если действовать по правилам, проблема решится небольшими выплатами. Само по себе отсутствие ОСАГО влечёт административную ответственность в виде штрафа. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено несколько случаев отсутствия полиса ОСАГО у водителя:

С учётом возможности оплатить только 50% от суммы штрафа в срок до 20 дней с момента получения постановления об административном наказании, финансовые потери, связанные с отсутствием полиса, представляются незначительными по сравнению с суммой ущерба, причинённого автомобилю, и наказанием за оставление места аварии.

Водитель, оказавшийся участником дорожного происшествия, особенно в том случае, если он невиновен, должен:

  1. Сохранять спокойствие;
  2. Выполнить первоочередные требования ПДД: включить сигнал аварийки, поставить знак аварийной остановки, оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь;
  3. Заняться урегулированием вопросов, связанных с происшествием: осмотреть место, провести фото/видеофиксацию существенных моментов, не передвигать машину и не убирать разлетевшиеся части, взять контактные данные у свидетелей происшествия;
  4. Выяснить все вопросы со страховым полисом виновного;
  5. Вызвать инспекторов ГИБДД, чтобы они оформили происшествие. Особенно важно это сделать в случае расхождения мнения участников аварии о виновности/невиновности.

Если машина получила незначительные повреждения, жертвы отсутствуют, спорных моментов нет, решить вопрос о возмещении вреда можно на месте с помощью составления Европротокола. В такой ситуации достаточно написать расписку в том, что денежные средства получены, претензии отсутствуют.

Пострадавшему водителю следует помнить, что если он не вписан в страховку и попал в ДТП не по своей вине, то есть возможность получить компенсацию вреда лично от виновника (на месте или при обращении в суд) или от его страховой организации. Однако нельзя соглашаться на предложение виновного возместить ущерб без оформления аварии и без её фиксации. Если виновный в аварии в дальнейшем откажется от своих слов о компенсации или скроется, возместить ущерб, скорее всего, не удастся.

Как доказать свою невиновность

Судебная практика по делам о возмещении ущерба при ДТП показывает, что закон стоит на стороне пострадавшего. Однако свою невиновность нужно доказать. Для этого используют:

  • данные видеорегистрации, помогающие точно определить траекторию движения участников аварии, были ли нарушения;
  • записи камер видеонаблюдения, расположенных на ближайших зданиях;
  • показания свидетелей, контактные данные которых были записаны на месте аварии.

Важную роль для доказательства невиновности играет оформление ДТП представителями ГИБДД. Для того чтобы не произошло искажения реальной картины происшествия, необходимо общаться с автоинспекторами спокойно и уверенно:

  1. Разговаривать спокойным тоном;
  2. Подробно описать инспектору своё видение произошедшего, возможные причины и обстоятельства аварии;
  3. Проверить, внесены ли в протокол все повреждения и сведения, связанные с причинами и обстоятельствами аварии, в том числе информация о месте происшествия, дорожной инфраструктуре. При несогласии с записями, сделанными в протоколе, нужно обязательно написать фразу «Не согласен» и расписаться;
  4. Не уезжать с места происшествия, пока не будут получены документы, необходимые для дальнейшего обращения за возмещением ущерба: копии постановления о нарушении, протокола, извещение о ДТП.

У сотрудников ГИБДД следует уточнить, как будет проходить дальнейшее расследование. Нельзя выпускать ситуацию из-под своего контроля до окончания разбирательства.

5 причин отказа страховщика виновного выплатить компенсацию по полису ОСАГО

Существует несколько ситуаций, при которых страховщик виновного лица, имеющего полис ОСАГО, может отказать в выплате компенсации пострадавшему на законных основаниях:

  1. Вина водителя, действия которого предположительно стали причиной аварии, не доказана — если ни один пункт ПДД не нарушен кем-либо из участников ДТП, суд, как правило, устанавливает обоюдную вину и определяет выплату компенсации всем участникам происшествия пропорционально степени этой вины. Именно поэтому так важно для пострадавшего, не имеющего полиса ОСАГО, доказать собственную невиновность;
  2. ДТП произошло за пределами Российской Федерации — полис ОСАГО (как и КАСКО) страхует гражданскую ответственность автовладельца исключительно в РФ;
  3. Виновник рассчитался с пострадавшим на месте — дважды получить компенсационные выплаты за одни и те же повреждения нельзя. Оформление расписки о возмещении ущерба на месте защищает обе стороны: виновного — от мошеннической попытки пострадавшего взыскать ущерб сначала на месте, а потом в страховой компании виновного, пострадавшего — от отказа виновного от выплаты после обоюдной договорённости;
  4. Пострадавший не собрал для страховой компании виновного полный пакет документов по факту ДТП;
  5. Потерпевший отказался предоставить в страховую компанию виновного свой автомобиль для осмотра или отремонтировал его до того, как осмотр был произведён.

Если страховая организация виновного признана банкротом или лишена лицензии, компенсационную выплату производит Российский союз автостраховщиков. Для этого пострадавший должен самостоятельно сделать экспертизу, стоимость которой также возместит РСА.

Что делать, если у виновника тоже нет страховки

Иногда ситуация с получением компенсации за ущерб усложняется. Например, не так просто решается вопрос возмещения ущерба, если и у виновника, и у пострадавшего нет страховки. Если нет жертв, а вина одного из участников ДТП очевидна, он её добровольно признаёт и выплачивает всю сумму на месте, проблем обычно не возникает. Но так просто проблемы решаются далеко не всегда, и при отсутствии полиса возможны разные варианты:

  • потерпевший составляет и направляет виновнику досудебную претензию;;
  • потерпевший обращается в суд.

При этом большое значение имеют действия пострадавшей стороны после аварии. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и заняться оформлением происшествия. Документы понадобятся в суде, если с виновником не получится договориться по-хорошему.

Узнать, кто и как возместит ущерб, если у виновника ДТП есть страховка, что делать, когда у виновного отсутствует полис ОСАГО, куда обращаться, если виноват, можно в подробном тематическом обзоре на нашем сайте.

Источник: https://avtopravil.net/dtp-bez-strahovki-u-postradavshego.html

От этого не застраховаться: что делать, если попал в ДТП, а у виновника нет полиса ОСАГО?

Система ОСАГО призвана не дать разорить водителя, который по случайности попал в ДТП и причинил какой-то ущерб. Но полис стоит денег, а в стране кризис – поэтому около трети водителей предпочитают полис не оформлять. А что делать, если такой водитель попадет в ДТП по своей вине? Мы разобрали разные варианты и поняли – для потерпевшей стороны в любом случае хорошего мало.

Почему ОСАГО должно быть у всех

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности – точно не самое худшее, что есть в России. За относительно небольшую сумму (в среднем 3-5 тысяч рублей) водитель получает гарантию того, что не лишится всего сразу, просто по неосторожности попав в аварию. Конечно, ОСАГО покрывает только ущерб имуществу и здоровью в сумме до 400 и 500 тысяч рублей соответственно, но главное – даже попав в аварию исключительно по собственной вине, ответственность водителя будет застрахована.

Кроме того, ОСАГО – это самый зарегулированный со стороны государства вид страхования. То есть, страховая компания не может отказать оформить полис, он не может быть дороже определенной цены, ущерб по нему рассчитывается и выплачивается по определенным правилам, и т.д. По сути, даже название страховой компании не играет никакой роли – любой страховщик будет обязан компенсировать ущерб, который нанес застрахованный водитель имуществу или здоровью третьих лиц.

Однако полная защита интересов всех водителей может быть достигнута только в одном случае – когда полис ОСАГО есть у всех. Это как с коронавирусом и масками – носить ее нужно, чтобы защитить других от своей возможной инфекцией. Так и с ОСАГО, его покупают, чтобы в случае ДТП страховая оплатила ремонт тому, кто пострадает в аварии по вине другого водителя.

Поэтому нежелание покупать полис под предлогом «я не попадаю в аварии» – так себе оправдание. Не всегда в аварии виноват непосредственно водитель, это может быть внезапная поломка автомобиля, дефект дороги или еще какая-то причина, но формально виновником с большой вероятностью признают водителя. И экономия в 5 тысяч рублей будет ему стоить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

Правда, уже скоро в ГИБДД обещают начать штрафовать за отсутствие полиса с помощью автоматической фиксации нарушений ПДД. Схема будет примерно такая:

  • камера фиксирует номера всех автомобилей, которые видны на дорогах;
  • из списка номеров удаляются повторения (их будет много – одна и та же машина попадет на десятки камер);
  • по каждому номеру в РСА запрашиваются данные о наличии или отсутствии полиса ОСАГО;
  • если автомобиль с отсутствующим полисом появился на дороге с интервалом в 10 дней и более, на владельца накладывается штраф (первые 10 дней после покупки машины можно ездить без страховки).

Пока проблемы возникли на этапе проверки по базе РСА, но уже к осени в ГИБДД обещают полномасштабный запуск системы. Тогда число водителей без страховок, вероятно, будет в разы меньше.

Попал в ДТП, у виновника нет полиса

Итак, если водитель попадает в ДТП по вине другого водителя, и у этого другого водителя нет полиса ОСАГО или он по каким-то причинам недействительный, у потерпевшей стороны начинаются проблемы. Больше всего проблем будет, если у виновника страховки нет в принципе, а если она есть, но недействительна – проблем будет чуть меньше. Поэтому рассмотрим эти варианты по отдельности.

Самая неприятная ситуация – попасть в аварию по вине другого водителя, у которого не оказывается страхового полиса. Это означает, что платить за ремонт будет точно не страховая компания.

Но еще до урегулирования финансовых вопросов на всех участников ДТП распространяются определенные требования, отмечает Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр». В частности, есть требования и к потерпевшему:

В случае ДТП пострадавшему участнику необходимо действовать согласно стандартному алгоритму: записать регистрационные номера автомобиля, которым управлял виновник ДТП, чтобы избежать ситуации, когда участник аварии скрылся с места происшествия, зафиксировать положение транспортных средств, и вызвать сотрудников ГИБДД. Обязательно нужно проконтролировать, что в протоколе содержатся личные данные виновника и стоит отметка об отсутствии у него страховки. Виновник ДТП не должен скрываться с места происшествия, обращаться в страховую компанию владельца авто и не ремонтировать транспортное средство до письменного разрешения страховщика.

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».

Если все формальности соблюдены, то нужно решать, как именно будет компенсирована сумма ущерба. Если бы у виновника был полис ОСАГО, все вопросы нужно было бы решать с его страховой компанией, но у нас ситуация иная. В этом случае варианты такие:

  • ущерб добровольно выплачивает виновник – для этого нужно сойтись на конкретной сумме ущерба, и согласиться с виновностью одной стороны и невиновностью другой;
  • виновник не признал себя виновником – скорее всего, его переубедит инспектор ГИБДД, который будет оформлять ДТП (или обоих водителей пригласят в отделение в группу разбора ДТП);
  • вина его признана, но виновник не хочет выплачивать ущерб добровольно – остается только суд и принудительное взыскание;
  • если у потерпевшего есть полис Каско – за ремонт заплатит его страховая компания (которая потом предъявит виновнику иск по правилу регресса).

Конечно, проще всего урегулировать ущерб в добровольном порядке или обратиться за ремонтом по Каско, но уже понятно – таких случаев бывает не то, чтобы слишком много. Обычно дело заканчивается судом, и чаще всего потерпевшая сторона еще долго пытается взыскать ущерб с виновника.

Но раз есть варианты урегулирования до обращения в суд, ими нужно пользоваться. Как рассказал нам Иван Черняков из проекта Зеленаякарта.рф, по небольшим ДТП проще договориться напрямую с виновником ДТП, но будет лучше, если есть Каско:

Казалось бы, сразу нужно начинать готовить документы в суд на возмещение ущерба с виновника, но на самом деле вариантов намного больше.

В первую очередь стоит оценить размер ущерба. В зависимости от того, царапина это на бампере или снесена половина передней части авто – строится дальнейшая коммуникация с виновником ДТП. В случае если это царапина, то ее можно от зашлифовать до закрасить в гаражах методом тампонного восстановления краски. Как правило такие ДТП составляют статистическое большинство: в пробках на малой скорости, когда многие водители параллельно с ведением авто проверяют свои соцсети на смартфоне, на небольшой скорости – ущерб в большинстве таких случаев не превышает нескольких тысяч рублей и участники договариваются на месте без вызова ГИБДД и уведомления страховых компаний.

Сложнее, если ущерб существенный. В этом случае, как минимум, стоит вспомнить есть ли у вас полис КАСКО и с франшизой ли он. В случае, если полис КАСКО без франшизы, то едем чиниться за счет страховой компании на дилера – без разницы есть ли у виновника ОСАГО или нет. В случае если КАСКО с франшизой, то стоит вспомнить ее размер и уточнить при звонке в страховую стоит ли условие франшизы за счет виновника ДТП в условиях добровольного полиса автострахования. Если франшиза по виновнику, то также как в случае полного КАСКО без лишних нервов собираем все документы для страховой и едем чиниться на дилера на счет компании.

В случае, если КАСКО с франшизой не за счет виновника и ущерб существенный, то на месте пытаемся договориться с виновником об оплате суммы франшизы – эту сумму нужно будет внести в кассу дилера перед ремонтом в любом случае. Затягивать с возмещением денег с виновника не стоит, потому что как показывает практика, виновник сразу после ДТП начинает реже брать трубку или совсем ее отключает.

В случае, если у вас нет КАСКО и виновник отказывается выплачивать ущерб – оперативно собираем все соответствующие документы и подаем на виновника в суд, чтобы тот за время разбирательств не успел стать бедным, перевести все имущество на братьев или сватов и оформить справку о том, что является единственным кормильцем в семье.

Кстати, у многих надежных страховых компаний сейчас есть продукт миниКАСКО, который защищает как раз от подобных случаев. В отличие от полного добровольного автостраха от стоит в районе 10 000 − 15 000 рублей, и, как показывает практика, действительно очень актуален на наших дорогах, поскольку до 30% водителей ездит либо без полиса ОСАГО, либо с ОСАГО поддельным.

Иван Черняков, советник генерального директора проекта Зеленаякарта.рф.

Обращение в суд – тоже не самое простое дело. Конечно, можно попытать счастья сразу после ДТП, но лучше соблюсти всю процедуру. Дело в том, что суд заинтересован в том, чтобы стороны смогли договориться без его участия. На практике это означает, что потерпевший должен попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке – а для этого нужно хотя бы знать сумму ущерба.

Сумму ущерба нельзя определить «на глаз» – нужен документ с конкретной суммой и ее обоснованием. Документ этот выдают по факту проведенной независимой экспертизы, которую сначала придется оплатить.

Итоговая процедура, по словам адвоката Михаила Тимошатова, такая:

  • потерпевший проводит оценку причиненного ущерба, чтобы в суде не возникло проблем, стоит уведомить о проведении осмотра и оценки виновника телеграммой или заказным письмом, в которым Вы пригласите его для участия в мероприятии, с указанием даты, времени и места соответственно;
  • составляете и подаете исковое заявление в суд в порядке, предусмотренном ст. 132 ГПК РФ по месту нахождения ответчика, то есть виновника;
  • к исковому заявлению стоит приложить квитанции об оценке ущерба, расходах на эвакуацию, так как эти затраты тоже можно взыскать с виновника;

Суды по таким делам, как правило проходят достаточно быстро, суд истребует материал из ГИБДД, дело из страховой компании, если Вам было отказано в возмещении на основании отсутствия страховки.

Не лишним будет еще до подачи иска получить отказ от своей страховой компании в выплате, это не займет принципиально много времени, но снимет возможные недоразумения в процессе.

Михаил Тимошатов, адвокат по уголовным и семейным делам, создатель проекта QL Assistance group.

Таким образом, к подаче иска в суд нужно заранее подготовиться – заказать независимую экспертную оценку ущерба (в каждом городе есть несколько экспертов, они должны быть аккредитованы) и попытаться урегулировать вопрос ущерба в досудебном порядке.

Но есть и еще кое-что – нужно оплатить госпошлину и подать иск именно в тот суд, в юрисдикции которого находится такое дело и сам ответчик, отмечает юрист Дмитрий Першин:

В случае, если у виновника в дорожном транспортном происшествии нет полиса ОСАГО, либо период его действия закончился, то, если должник добровольно не согласен оплатить причиненный ущерб, взыскивать денежные средства придется в судебном порядке, основывая свои требования на материалах административного дела, которыми подтверждается вина второго участника. Кроме того, в суде, также необходимо будет доказать размер причиненного вреда. Для этих целей необходимо обратиться к услугам независимой экспертизы, которые изготовят заключение о стоимости восстановительного ремонта.

При подаче искового заявления о взыскании имущественного вреда необходимо оплатить государственную пошлину, которая рассчитывается от размера предъявленных требований. Следует также учесть, что исковое заявление будет подаваться по месту регистрации ответчика – причинителя вреда. И исходя от стоимости иска может быть подано как в районный суд, так и к мировым судьям.

Действующее законодательство предусматривает возможность возложить обязанность на проигравшую сторону возместить судебные расходы, связанные с ведением дела.

Далее после получения исполнительного листа его необходимо предъявить судебным приставам. И если у должника есть официальный источник дохода, то в таком случае приставы будут взыскивать часть заработной платы в счет погашения имеющегося долга, но если же у должника нет дохода или он не официальный, а также если отсутствует имущество, то процесс получения денежных средств может затянуться на неопределенный срок.

Но следует рассмотреть и иной возможный вариант, если у пострадавшей стороны имеется полис добровольного страхования имущества. В таком случае пострадавший обращается в страховую компанию за возмещением имущественного ущерба, а уже страховая компания будет разбираться с виновником ДТП и взыскивать с него выплаченные денежные средства.

Дмитрий Першин, юрист службы «Единый центр защиты».

Вообще, если у потерпевшего в ДТП есть справка от ГИБДД (с указанием, кто виновен в аварии), отчет о независимой оценке ущерба и доказательства нежелания ответчика компенсировать ущерб добровольно, успешный исход дела практически гарантирован. В таком случае необязательно даже обращаться к юристам – шаблон искового заявления можно найти в интернете, а свои интересы представлять самостоятельно.

Правда, самое сложное начинается после победы в суде и получения исполнительного листа – если ответчик добровольно не оплатил ущерб, будет наивно полагать, что он его оплатит через приставов. Ему запретят выезд из страны, арестуют все счета и наложат запреты на регистрационные действия на его имущество – но на этом полномочия приставов фактически заканчиваются.

Не стоит ждать, что судебный пристав как в телепередаче пойдет домой к должнику описывать его имущество – приставы обычно очень заняты и не готовы настолько активно заниматься взысканием. Поэтому взыскание часто затягивается на годы – и к этому нужно быть готовым.

Если у водителя-виновника нет полиса ОСАГО, то все ясно – или он платит добровольно, или платит после суда. Если полис есть, но закончился – аналогично. Но бывают некоторые ситуации, когда полис как бы есть, но его как бы нет.

Таких вариантов может быть несколько:

  • полис выдан с ограничением по числу водителей, и попавший в аварию в него не включен;
  • полис выдан на автомобиль с другими параметрами – так делают, чтобы сэкономить;
  • полис попросту фальшивый – бланк украден или подделан;
  • полис выдан без проведенного техосмотра или с фиктивным ТО, и т.д.

В большинстве из этих ситуаций страховая компания выплатит сумму ущерба потерпевшей стороне – но после этого предъявит иск виновнику по регрессу. То есть, потерпевший практически не пострадает от проблемы со страховкой.

При этом бывают и совсем криминальные случаи, когда водитель сознательно подделывает полис ОСАГО – за это полагается ответственность вплоть до уголовной, и подделывает данные по автомобилю.

Таких случаев достаточно много – недобросовестные посредники предлагают страховку по цене гораздо ниже, чем в страховых компаниях. И полис они выдают вполне настоящий – на настоящем бланке и числящийся в базе РСА. Но когда дело доходит до ДТП, оказывается, что страховка оформлена на автомобиль с двигателем меньшей мощности, да еще и в регионе с низким коэффициентом (оформление ОСАГО в Чечне экономит 40% по сравнению с самыми дорогими регионами). Иногда такой полис пытаются «легализовать», внеся в него изменения, иногда – прямо так отдают водителю.

И водитель до ДТП может просто не знать, что его страховка недействительна. В ряде случаев даже потерпевший ничего не получает – страховая компания просто не признает договор. В других случаях потерпевший получает деньги, но их потом взыскивают с виновника.

Были и совсем экзотичные случаи – когда виновник ДТП оформлял ОСАГО после аварии, но каким-то чудом полис ему выдали с датой начала в этот же день. Тогда потерпевший получил свои деньги, но страховая компания обжаловала решения вплоть до Верховного суда (и проиграла). Так что и в других ситуациях чаще всего добиваться выплаты приходится в суде.

Что делать, если сам без полиса ОСАГО стал виновником ДТП?

У всех ДТП есть две стороны – потерпевший и виновник. И то, что для потерпевшего – лишние нервы и трата времени (взыскание ущерба через суд), то для виновника обернется еще большими проблемами. Ведь езда без страховки обычно актуальна для тех, у кого на эту страховку денег просто нет. А если у него не нашлось 5 тысяч на полис, откуда возьмется 30-50 тысяч на возмещение ущерба? Человек попадает в долговую яму, из которой может уже не выбраться – ему запрещают выезд из страны, блокируют счета, отнимают возможность распоряжаться своим имуществом.

Чтобы не сделать еще хуже, нужно заранее выбрать правильную линию поведения. Самое главное – не покидать место ДТП и не вступать в конфликты с пострадавшей стороной. А что касается денег, то виновник ДТП без ОСАГО может:

  • попробовать договориться на месте, если ущерб небольшой . Ради того, чтобы избежать суда и ФССП, можно и оформить кредит или даже микрозайм на ремонт авто пострадавшей стороны;
  • если ущерб большой, то его сумму нужно по максимуму снизить . Например, просить суд соразмерно уменьшить компенсацию расходов на юристов, экспертизу и моральный ущерб;
  • если кажется, что экспертиза насчитала слишком большой ущерб, можно попробовать заказать оценку у другого эксперта (правда, разница в сумме должна быть меньше, чем стоимость самой экспертизы);
  • попробовать пересмотреть условия ДТП – возможно, там признают обоюдную вину обоих водителей;
  • если суд закончился, а исполнительный лист передан в ФССП , договориться о реструктуризации долга – платить понемногу в течение какого-то периода времени.

Есть и крайний случай, если ущерб слишком большой – объявить себя банкротом. По новому закону это можно сделать бесплатно, если сумма долга менее 500 тысяч рублей. Правда, здесь есть нюанс – если у должника есть имущество, которое можно изъять, дело идет по обычной (платной) процедуре, а таким имуществом может быть автомобиль. Но это уже другая история.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/ot-etogo-ne-zastrahovatsya-chto-delat-esli-popal-v-dtp-a-u-vinovnika-net-polisa-osago

kaperang09 › Блог › У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

Источник: https://www.drive2.ru/b/480242215952580877/

Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего

Российское законодательство устанавливает, что каждый автомобилист перед выездом на дорогу должен оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако на практике после ДТП иногда оказывается, что у потерпевшего нет ОСАГО. Нередко это вызывает разные вопросы. Один из них – сможет ли потерпевший в ДТП в 2020 году без страховки ОСАГО получить возмещение?

Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО

После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника. Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:

  • Виноватый водитель имеет действующий полис;
  • Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
  • Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
  • Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
  • Полис ОСАГО оказался поддельным.

Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.

Компенсирует ли страховщик ущерб, если пострадавший в ДТП без ОСАГО

Здесь нужно вспомнить сущность обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста. Наличие ОСАГО гарантирует, что потерпевший в дорожном инциденте получит страховое возмещение. Его произведёт страховая компания, услугами которой пользуется виновный. В инциденте может пострадать автомобиль и люди. В первом случае страховщик организует и покроет ремонт транспортного средства, во втором – оплатит лечение и прочие затраты, связанные с медицинским обслуживанием.

Всё перечисленное выше означает, что компенсировать ущерб будет не виноватый в дорожном инциденте шофер, а его страховщик. По сути, вопрос наличия полиса автогражданки у потерпевшего не является принципиальным.

Пострадавший при ДТП без страховки ОСАГО: кто будет компенсировать ущерб?

Существует 2 основных варианта, кто будет производить возмещение:

  • Страховщик виновного водителя (при наличии действующей автогражданки у виновника ДТП);
  • Виновный водитель (не оформлена автогражданка).

Во втором случае порядок действий может отличаться, он зависит от обстановки. Виновный водитель может за причинённый вред возместить потери либо позже выполнить обязательство, оставив невиновной стороне расписку. Может быть, нужно будет составить досудебную претензию либо подать судебный иск.

Несколько отличаются ситуации, при которых у пострадавшего в аварии отсутствует автогражданка или она имеется, но пострадавший не вписан в документ. Последний вариант – это не то же самое, что отсутствие страховки. Потерпевшему придётся действовать иначе, чем когда у него нет страховки (разница заключается в возможности проведения прямого возмещения).

Порядок действий, если у виноватого водителя есть ОСАГО, а у пострадавшего – нет

В большинстве дорожных инцидентов у потерпевшего есть действующий полис автогражданки. В данном случае для получения компенсации причинённого вреда следует обратиться в страховую организацию виновного водителя. Действия должны быть такими:

  1. Сообщите страховой компании виновного водителя о возникновении страхового случая.
  2. Направьте страховщику заявление о возмещении и необходимые для этого документы.
  3. Представьте повреждённый в результате ДТП автотранспорт и прочее имущество на экспертизу.

На сегодняшний день управление авто с просроченной автогражданкой приравнивается к езде без страховки. Если такая ситуация возникнет у пострадавшего, ему придётся заплатить штраф. Поэтому в любом случае лучше всего своевременно обновлять ОСАГО. Порядок компенсации ущерба в такой ситуации не изменяется.

Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:

  • Виновный в ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО. Пострадавшая сторона обращается к страховщику, в котором он оформил полис КАСКО. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии (в некоторых случаях это достаточно проблематично): он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд. После восстановления автотранспорта пострадавшего страховщик, который оформил КАСКО, может взыскать ущерб с виновного в аварии водителя.
  • Виновный водитель имеет действующий полис автогражданки, а у пострадавшего есть КАСКО. При отсутствии у потерпевшего ОСАГО ему на выбор предоставляется 2 варианта:
  1. Восстановить ТС по КАСКО. Этот способ выгодный, если стоимость восстановительных работ больше максимальной выплаты по автогражданке. В такой ситуации пострадавший ремонтирует ТС в полном объёме, после чего страховщик взыскивает необходимую сумму со страховой виноватого и самого виновника дорожного инцидента.
  2. Восстановить машину по автогражданке виновного. Если затраты на восстановление авто превысят установленную законодательством сумму, пострадавшему недостающие деньги придётся самостоятельно взыскать с виновного в аварии.

В соответствии со страховым законодательством, участники ДТП могут оформить его по упрощённой процедуре, составив европротокол. В этом случае участие сотрудника ГИБДД не является обязательным. Рассмотрим возможную ситуацию. Допустим, произошла авария, в которой у потерпевшего нет ОСАГО, стороны могут оформить европротокол. Такой порядок можно использовать при небольших повреждениях автотранспорта и отсутствия причинения вреда здоровью. Ещё одно его преимущество – не нужно ждать приезда полиции и оформления всех документов.

Закон «Об ОСАГО» в статье 11.1 пункте 1 устанавливает, что в упрощённом порядке европротокол можно использовать лишь в тех случаях, когда в ДТП столкнулись 2 автомобиля, гражданская ответственность которых застрахована в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, если у пострадавшего нет ОСАГО, оформление европротокола не будет иметь законной силы. Единственным решением в такой ситуации станет вызов полиции.

Сегодня мошенничество необычайно распространено, поэтому автомобилисты нередко приобретают фальшивый ОСАГО. Многие водители даже не догадываются, что при эксплуатации транспортного средства они не имеют финансовой защиты от страховщика. Подделка обнаружится лишь после аварии. Важно понимать, что статус пострадавшего с поддельной автогражданкой будет такой же, что и у потерпевшего без полиса (в этой ситуации могут быть исключения).

Если у потерпевшего в аварии ОСАГО оказался поддельным, а узнал он об этом лишь при обращении к страховщику при подаче заявления о страховом возмещении, тогда придётся обратиться за компенсацией полученного ущерба в компанию виновного водителя. При отсутствии полиса у виновника аварии придётся взыскивать убытки непосредственно с него в досудебном либо судебном порядке.

Если автомобилист узнал, что у него поддельная страховка, это не значит, что ничего нельзя сделать. Нередко сами компании злоупотребляют законодательством с тем, чтобы не производить выплаты по автогражданке. Один из вариантов – страховка может быть недействительной, однако она при этом не поддельная. Это происходит в результате того, что агенты и брокеры страховщиков несвоевременно сдают страховые премии по автогражданке, а также оформляют недействительные страховки или изменяют сроки их действия.

В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.

В законе «Об ОСАГО» в статье 6 пункте 1 говорится, что помимо ответственности за ущерб имуществу пострадавших страхуется риск причинения вреда здоровью и жизни пострадавших в аварии. В статье 14.1 пункте 1 регламентируется, что прямое возмещение ущерба здоровью прямым способом не осуществляется.

Независимо от того, имеется ли ОСАГО при аварии у пострадавшего либо нет для возмещения причинённого здоровью ущерба необходимо обратиться в страховую организацию виновного водителя.

Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего

В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.

Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.

В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».

Судебная практика: у потерпевшего нет ОСАГО

Подать судебный иск на виновного в аварии при отсутствии ОСАГО у пострадавшего в аварии можно в таких ситуациях:

  • У виноватого в аварии отсутствует полис автогражданки;
  • У потерпевшего отсутствует автогражданка, инцидент оформлен по европротоколу;
  • У виновного в аварии действует автостраховка, однако ущерб превышает страховую сумму;
  • Виновный водитель отказывает в компенсации вреда, хотя первоначально согласился на это, в результате чего авария не была должным образом оформлена.

Пострадавший сам принимает решение, когда подать судебный иск. Законодательство отводит на это три года.

В этой области судебная практика многогранна, на неё влияет квалификация юристов и представителей каждой стороны. В принципах правосудия закрепляется состязательность каждой стороны во время разбирательства. К примеру, адвокат виновника может значительно занизить величину ущерба.

Как видно, у пострадавшего в ДТП без ОСАГО есть все шансы получить возмещение ущерба. Сделать это намного проще, если у виновного в аварии не было автогражданки. При аварии без страхового полиса пострадавший обращается к страховщику.

Порядок действий при ДТП без ОСАГО потерпевшего

Если страховка отсутствует, аварию необходимо оформлять в обычном порядке, если ОСАГО имеется у всех других участников. В такой ситуации документы об инциденте обязаны заполнять сотрудники ГИБДД. Использование европротокола в таком случае не допускается. Каждый участник (виноватый или нет) должен проверить наличие в процессуальных документах контактной информации других сторон (телефонный номер, гражданский паспорт, адрес проживания). Эти сведения требуются, чтобы определить суд, в который при необходимости будет направлено требование о компенсации полученного вреда.

Внимание! Действующее законодательство позволяет оформить европротокол только в том случае, если у каждого автомобилиста застрахована гражданская ответственность.

При наступлении дорожного инцидента необходимо предпринять такие действия:

  1. Вызов сотрудников дорожной полиции на место дорожного инцидента
  2. Нельзя перемещать автотранспорт и покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД
  3. Фиксация основных деталей происшествия на фото либо видео
  4. Поиск свидетелей инцидента и получение информации об их контактных данных
  5. Освобождение проезжей части от автомобилей после оформления документов дорожной полицией

Законодательство обязывает сотрудников дорожной полиции выполнить следующие действия:

  • Составление схемы происшествия;
  • Определение виновного водителя;
  • Осмотр автотранспорта и повреждений, полученных в результате аварии;
  • Оформление протокола;
  • Просмотр видеозаписи с регистратора и опрос свидетелей.

Когда инспектор выполнит обозначенные выше действия, он должен предоставить копию протокола каждому участнику инцидента. Документ будет выступать доказательством при определении виновности при ведении судебного процесса.

Как взыскать возмещение с другого водителя при аварии без ОСАГО

Гражданский кодекс РФ в статье 1064 пункте 1 определяет: при нанесении ущерба имуществу гражданина лицо, причинившее вред, должно полностью компенсировать его. Законодательство относит использование автотранспорта к виду деятельности, который создаёт высокую опасность окружающим (статья 1079). Собственник машины должен компенсировать причинённый ущерб, если не сможет доказать обстоятельства, которые исключают его ответственность. С учётом того, что виновник ДТП не имеет ОСАГО, пострадавший может взыскать компенсацию лишь в судебном порядке.

Судебный иск следует направить в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика. Если его величина не превышает 50000 рублей, то заявление нужно подать мировому судье, в противном случае – в районный суд. Это регламентируют статьи 23 и 24 Гражданского кодекса РФ. Наличие вины является общим основанием для взыскания с владельца авто ущерба. При распределении ответственности суд использует принцип виновности, прежде всего это относится к водителю, который находился в момент ДТП за рулём автотранспорта.

В случае удовлетворения требования заявителя судья примет во внимание все обстоятельства и обяжет лицо, причинившее ущерб, компенсировать его в натуральном виде (например, произвести оплату ремонтных работ) или возместить нанесённый вред в соответствии с 1082 статьёй Гражданского Кодекса РФ.

Внимание! Суд не устанавливает срок компенсации имущественного ущерба.

Федеральный закон №229 в статье 30.12 указывает, что после получения виноватым водителем постановления об исполнительном производстве он должен добровольно исполнить обязательства. Для этого установлен срок в 5 дней.

Если решение не оспаривается и виноватый водитель не выполнил обязательства, судебный пристав инициирует процедуру поиска денежных средств, имущества и прочего дохода, с которых может быть взыскан ущерб. Исполнительный лист может быть направлен на место трудовой деятельности виновного водителя. В соответствии с ТК РФ статьёй 138 до исполнения обязательств из зарплаты должника может быть удержано до 50%. Судебный пристав уполномочен арестовать имущество либо прочие доходы виновного. Также допускается опись имущества (дорогостоящая мебель, бытовая техники и прочее) по месту регистрации либо проживания, они будут проданы с аукциона. Полученные денежные средства будут использованы для погашения задолженности.

В сложных ситуациях лучше без промедления обратиться к квалифицированному юристу. Он сможет изучить документацию, разработать общую стратегию и план действий. В этом случае отсутствие ОСАГО при ДТП не станет проблемой для страхового возмещения.

Источник: https://instore.market/wiki/osago/esli-u-poterpevshego-net-polisa-osago-pri-dtp/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *