Внеочередное получение жилья инвалидам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеочередное получение жилья инвалидам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Шапочки и пинетки вязаные комплект для мальчиков, ручной работы. Для поднятия рейтинга сообщений и увеличения количества просмотров можете заказывать пакет дополнительных услуг. аренде или сдаче помещений коммерческого назначения и др.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).
  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.
  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».
  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.
  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.
  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.
  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.
  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.
  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.
  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.
  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.
  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Источник: https://doorinworld.ru/stati/pervoocherednaya-i-vneocherednaya-ochered-na-kvartiru

Внеочередное получение жилья инвалидам

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с нормами статьи 57 Жилищного кодекса РФ в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, могут получить жилые помещения вне очереди.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Приказ Минздрава России от 30.11.2012 N 991н “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26442)

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.
Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Постановлением Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг” утверждены основания для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий:
обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
проживание в смежных не изолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Принятие на учет граждан с инвалидностью в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений через многофункциональный центр.
К заявлению прилагаются:
Выписка из домовой книги;
Копия финансового лицевого счета;
Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности
Копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
Другие документы с учетом конкретных обстоятельств, например, справки бюро технической инвентаризации или учреждений здравоохранения.
Норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается органами местного самоуправления. (в Москве норма установлена в соответствии со статьей 20 закона города Москвы № 29 и составляет 18 квадратных метров на одного человека. При этом площадь жилого помещения может превышать норму, положенную на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру).
Аналогичная норма содержится в статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ, которая также уточняет, что площадь предоставления увеличивается если инвалид страдает тяжелой формой хронических заболеваний, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства, как, например, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных и близких.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно ст. 33 ЖК РФ.
Учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка:
первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Вне очереди могут быть предоставлены жилые помещения только в том случае, если инвалидность связана с тяжелой формой хронического заболевания. Перечень таких заболеваний утвержден Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

│1. │Туберкулез любых органов и систем с │A15; A17 – A19 │
│ │бактериовыделением, подтвержденным │ │
│ │методом посева │ │

│2. │Хронические и затяжные психические │F01; F03 – F09; F20 – F29; │
│ │расстройства с тяжелыми стойкими или │F30 – F33 │
│ │часто обостряющимися болезненными │ │
│ │проявлениями │ │

│3. │Трахеостома, каловые, мочевые свищи, │Z93.0; Z93.2 – Z93.6; K63.2; │
│ │пожизненная нефростома, стома │N28.8; N32.1 – N32.2; N36.0; │
│ │мочевого пузыря (при невозможности │N39.4; N82; Q35 – Q37; Q67.0 │
│ │выполнения реконструктивной операции │- Q67.4 │
│ │на мочевых путях и закрытия стомы), │ │
│ │не корригируемое хирургически │ │
│ │недержание мочи, противоестественный │ │
│ │анус (при невозможности │ │
│ │восстановления непрерывности │ │
│ │желудочно-кишечного тракта), пороки │ │
│ │развития лица и черепа с нарушением │ │
│ │функции дыхания, жевания, глотания │ │

│4. │Множественные поражения кожи с │L10; L12.2; L12.3; L13.0; L88 │
│ │обильным отделяемым │ │

│5. │Псориаз артропатический, требующий │L40.5 │
│ │применения инвалидных кресел-колясок │ │

│7 │ВИЧ-инфекция у детей │B20 – B24; Z21 │

│8. │Отсутствие нижних конечностей или │M05 – M06; M16 – M17; M30 – │
│ │заболевания опорно-двигательной │M35; M45; Q72.0; Z89.7 – │
│ │системы, в том числе наследственного │Z89.9; Z99.3 │
│ │генеза, со стойкими нарушениями │ │
│ │функции нижних конечностей, │ │
│ │требующих применения инвалидных │ │
│ │кресел-колясок │ │

│9. │Органические заболевания центральной │G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 │
│ │нервной системы со стойкими │- T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; │
│ │нарушениями функции нижних │Z99.8 │
│ │конечностей, требующие применения │ │
│ │инвалидных кресел-колясок, и (или) с │ │
│ │нарушениями функции тазовых органов │ │

│10. │Состояния после трансплантации │Z94 │
│ │внутренних органов и костного мозга │ │

│11. │Тяжелые органические поражения │N03 – N05; N07; N11 – N15; │
│ │почек, осложненные почечной │N20.9; N25 – N28; N18 – N19 │
│ │недостаточностью II – III степени │ │

Кроме того, согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных данным перечнем.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно ст.34 ЖК РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).
Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:
Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.
На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:
Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).
Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.
Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».
Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний
Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.
Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.
Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.
Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.
Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.
Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.
Служащим полиции и таможенной службы.
Лицам, пострадавшим от политических и экономических репрессий.
Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников.

Социальное жилье инвалидам

Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Жилое помещение инвалидам предоставляется согласно учетным нормам предоставления на одного человека.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с ИПР
Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Основным критерием для постановки на очередь в целях получения социального жилья инвалидами является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. На уровне закона определены следующие основания:
• обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, установленного органами исполнительной власти субъектов РФ;
• проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
• проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
• проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
• проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
• проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены особые условия предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан.

Федеральным законодательством установлены дополнительные льготы инвалидам для реализации своих прав в жилищной сфере.
Инвалидам, предоставляется скидка не ниже 50% оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности РФ (субъекту РФ) или муниципальному образованию.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50% скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Кроме того, инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Для этого инвалидом в орган местного самоуправления подается заявление с приложенной к нему копией справки об установлении инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.

Относительно отсутствия регистрации по месту жительства («прописки») необходимо отметить следующее.

По общему правилу, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан, предусмотренных законодательством. Жилищным законодательством также прямо предусмотрено, что инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства. Поскольку, по месту жительства регистрация может быть, как временная, так и постоянная, имея даже временную регистрацию вы вправе обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на очередь для получения социального жилья.
Вместе с тем, на практике зачастую органы местного управления, пренебрегая данными нормами, отказывают в постановке на учет для получения социального жилья. В этой связи, вам необходимо получить письменный отказ и оспорить его в судебном порядке, обратившись в суд с соответствующим иском (иском об оспаривании решения органа местного самоуправления).

Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены особые условия предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан.

Источник: https://barrier-free.ru/2018/03/08/kvartirainvalid08032018/

Почему инвалидам не дают квартиры, и как с этим быть

За 15 лет ситуация с обеспечением людей с инвалидностью доступным жильем практически не изменилась. Очередь движется больше за счет «естественной убыли», а не в результате господдержки. Темпы решения проблемы не могут быть признаны удовлетворительными, а принимаемые государством и регионами меры – достаточными. Выделяемое жилье зачастую не приспособлено для проживания, а выдаваемые субсидии слишком малы. К таким выводам пришла Счетная палата РФ после тщательного анализа, проведенного в регионах в 2018 и 2019 годах. По подсчетам аудиторов, если тенденция сохранится, на полную ликвидацию очереди потребуется свыше 20 лет.

В России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 688 тыс. – дети. Государство взяло на себя обязательство обеспечить жильем тех из них, кто в этом нуждается. По закону, это происходит двумя способами в зависимости от того, когда инвалид встал на соответствующий учет.

Так, до 1 января 2005 года существовала отдельная очередь на жилье для инвалидов, и получали его за счет средств федерального бюджета. После этой даты вопрос перешел в ведение регионов и муниципалитетов. Теперь инвалидов ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, вместе с другими категориями граждан. Получить господдержку они могут в зависимости от регионального законодательства. Например, в Рязанской области предоставляют выплаты на приобретение жилья. В Московской области предоставляют жилое помещение по договору социального найма. В Москве квартиры для инвалидов могут передаваться в пользование по договору социального найма, также может быть выдана субсидия на приобретение и строительство жилья.

На начало 2020 года в первой очереди числились более 42 тыс. человек, во второй – более 63 тыс. человек. Обе фактически не сокращаются. Почти половина из этих людей проживают в шести регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, республиках Дагестан и Татарстан, Пермском крае.

Некоторым инвалидам приходится ждать господдержки по 35 лет.

При этом инвалиды чаще теряют право на жилье, чем дожидаются его получения: кто-то самостоятельно или с помощью родственников решает свои жилищные проблемы, кто-то переезжает, а кто-то и умирает. Так, в 2018 году право на получение жилья утратили почти четверть очередников.

Если такая тенденция сохранится, на полное обеспечение жильем имеющихся очередников потребуется еще более 20 лет, подсчитали аудиторы Счетной палаты.

Ведомство пришло к выводу, что обязательства государства по улучшению жилищных условий инвалидов не выполняются из-за нехватки финансирования и жилых помещений требуемого качества. С 2014 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета для обеспечения очередников удовлетворялась всего на 5%.

«При постоянном увеличении в стране объемов ввода жилья мы видим, что социальное жилье практически не строится. Большая часть жилищного фонда России не приспособлена для проживания инвалидов. Сегодня насчитывается свыше миллиона таких неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами. По-прежнему остро стоит проблема доступности среды. На улицах наших городов нередко можно заметить, что не везде инвалид может беспрепятственно попасть в жилые дома, медицинские учреждения и организации социального и культурного назначения, общественный транспорт. Порой больно смотреть, как инвалид-колясочник преодолевает полосу препятствий, чтобы просто выехать на улицу», – говорит аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Исследования показали, что большая часть жилищного фонда на территории РФ по-прежнему не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. В старых домах подъезды и лестничные марши невозможно для этого приспособить, даже в собственной квартире инвалиды не могут попасть в ванную, туалет или на балкон, а также самостоятельно выйти на улицу.

Социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2018 году получили всего 3% очередников (1,5 тыс. человек), в 2019 году – 5,9% (2,5 тыс.). Она рассчитывается, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в регионе и установленного размера площади (для инвалидов ВОВ – 36 кв. м, для инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, – 18 кв. м).

Однако эта выплата вовсе не гарантирует реализацию прав инвалида на улучшение жилищных условий, так как установленный Минстроем норматив зачастую сильно отличается от реальной стоимости квадратного метра. В результате люди вынуждены покупать жилье в старом жилом фонде или в частном секторе. При этом не установлено запретов на приобретение жилых помещений в аварийных домах и домах, требующих капитального ремонта.

Многие по этой причине отказываются от выплаты, предпочитая годами числиться в очереди. Например, в Самарской области в 2018–2019 годах от нее отказались 92 человека, стоявшие на очереди от 18 до 35 лет. Некоторые пишут отказы по несколько раз.

Кроме того, в регионах сложилась тенденция, при которой жилье предоставляется только инвалидам, признанным малоимущими, проживающим в непригодном жилом помещении или страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Такие граждане в последние годы чаще всего обращаются в суды с исками о предоставлении жилья и выигрывают их.

Решения судов обязывают органы местного самоуправления вне очереди предоставлять квартиры из муниципального жилищного фонда. Расходы на это возмещаются затем из федерального и региональных бюджетов. В итоге за период с 2010 по 2016 год Минфин выплатил 546,2 млн рублей, а за период 2017–2019 годов – 16,3 млн рублей. Из казны субъектов было выплачено еще 820,6 млн рублей.

По мнению Счетной палаты, Минстрой не осуществляет ни мониторинг обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ни должный контроль за расходованием средств федерального бюджета на эти вопросы. При этом аудиторы выяснили, что в обоснованиях бюджетных ассигнований, которые Минстрой формирует ежегодно, занижается численность граждан, нуждающихся в обеспечении жильем. Это соответственно приводит к сокращению объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Например, в обоснованиях на 2020 год численность граждан, подлежащих обеспечению жильем в Москве, занижена на 4,5 тыс. человек, в г. Санкт- Петербурге – на 4,7 тыс. человек, в Республике Тыва – на 493 человека.

Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что обеспечить инвалидам достойный жизненный уровень не удастся без законодательных изменений и дополнительного финансирования. Для решения проблемы ведомство рекомендует принять ряд дополнительных мер. Например, за счет госпрограмм развивать рынок социального и арендного жилья, а также строить малокомплектные дома коллективного проживания. Также необходимо установить для застройщиков квоты для строительства социального жилья и передавать на эти цели определенный процент квартир на первых этажах новых зданий.

В регионах нужно создать специализированный жилищный фонд, соответствующий потребностям инвалидов, а в имеющемся – обеспечить условия доступности.

Кроме того, аудиторы считают целесообразным ограничить количество повторных отказов граждан от получения социальной выплаты.

Отдельного внимания требует вопрос об увеличении норм общей площади жилья для инвалидов с 18 до 26 кв. м, говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева. Этот показатель используется для определения объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Трудности связаны с тем, что жилые помещения общей площадью не более 18 кв. м на рынке недвижимости в настоящее время практически отсутствуют.

Совет Федерации постоянно получает обращения от инвалидов по данному вопросу, рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко.

«Практически все опрошенные общественные организации инвалидов указали, что в их регионах проблема обеспечения жильем инвалидов, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, носит предельно острый характер. Об относительно удовлетворительном решении жилищного вопроса инвалидов-очередников сообщает лишь Чеченская республиканская организация инвалидов. Объясняется это тем, что в Чеченской Республике интенсивно реализуется целевая программа жилищного строительства, а инвалиды с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, лишившиеся жилья в результате военных действий, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке», – пояснила она.

При этом Святенко подчеркнула, что из-за неприспособленности жилья люди с инвалидностью теряют и возможность работать. По данным Федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается почти 3,5 млн инвалидов в трудоспособном возрасте, однако только 26,6 % из них работают. Проблема заключается не только в отсутствии квалификации, но и в невозможности добраться до места работы.

По данным Минстроя, для решения проблемы жилья для инвалидов необходимо более 16 млрд рублей в 2020 году и по 11,6 млрд в 2021 и 2022 годах.

Источник: https://profile.ru/society/pochemu-invalidam-ne-dayut-kvartiry-i-kak-s-etim-byt-386755/

Почему инвалидам не дают квартиры, и как с этим быть

За 15 лет ситуация с обеспечением людей с инвалидностью доступным жильем практически не изменилась. Очередь движется больше за счет «естественной убыли», а не в результате господдержки. Темпы решения проблемы не могут быть признаны удовлетворительными, а принимаемые государством и регионами меры – достаточными. Выделяемое жилье зачастую не приспособлено для проживания, а выдаваемые субсидии слишком малы. К таким выводам пришла Счетная палата РФ после тщательного анализа, проведенного в регионах в 2018 и 2019 годах. По подсчетам аудиторов, если тенденция сохранится, на полную ликвидацию очереди потребуется свыше 20 лет.

В России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 688 тыс. – дети. Государство взяло на себя обязательство обеспечить жильем тех из них, кто в этом нуждается. По закону, это происходит двумя способами в зависимости от того, когда инвалид встал на соответствующий учет.

Так, до 1 января 2005 года существовала отдельная очередь на жилье для инвалидов, и получали его за счет средств федерального бюджета. После этой даты вопрос перешел в ведение регионов и муниципалитетов. Теперь инвалидов ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, вместе с другими категориями граждан. Получить господдержку они могут в зависимости от регионального законодательства. Например, в Рязанской области предоставляют выплаты на приобретение жилья. В Московской области предоставляют жилое помещение по договору социального найма. В Москве квартиры для инвалидов могут передаваться в пользование по договору социального найма, также может быть выдана субсидия на приобретение и строительство жилья.

На начало 2020 года в первой очереди числились более 42 тыс. человек, во второй – более 63 тыс. человек. Обе фактически не сокращаются. Почти половина из этих людей проживают в шести регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, республиках Дагестан и Татарстан, Пермском крае.

Некоторым инвалидам приходится ждать господдержки по 35 лет.

При этом инвалиды чаще теряют право на жилье, чем дожидаются его получения: кто-то самостоятельно или с помощью родственников решает свои жилищные проблемы, кто-то переезжает, а кто-то и умирает. Так, в 2018 году право на получение жилья утратили почти четверть очередников.

Если такая тенденция сохранится, на полное обеспечение жильем имеющихся очередников потребуется еще более 20 лет, подсчитали аудиторы Счетной палаты.

Ведомство пришло к выводу, что обязательства государства по улучшению жилищных условий инвалидов не выполняются из-за нехватки финансирования и жилых помещений требуемого качества. С 2014 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета для обеспечения очередников удовлетворялась всего на 5%.

«При постоянном увеличении в стране объемов ввода жилья мы видим, что социальное жилье практически не строится. Большая часть жилищного фонда России не приспособлена для проживания инвалидов. Сегодня насчитывается свыше миллиона таких неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами. По-прежнему остро стоит проблема доступности среды. На улицах наших городов нередко можно заметить, что не везде инвалид может беспрепятственно попасть в жилые дома, медицинские учреждения и организации социального и культурного назначения, общественный транспорт. Порой больно смотреть, как инвалид-колясочник преодолевает полосу препятствий, чтобы просто выехать на улицу», – говорит аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Исследования показали, что большая часть жилищного фонда на территории РФ по-прежнему не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. В старых домах подъезды и лестничные марши невозможно для этого приспособить, даже в собственной квартире инвалиды не могут попасть в ванную, туалет или на балкон, а также самостоятельно выйти на улицу.

Социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2018 году получили всего 3% очередников (1,5 тыс. человек), в 2019 году – 5,9% (2,5 тыс.). Она рассчитывается, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в регионе и установленного размера площади (для инвалидов ВОВ – 36 кв. м, для инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, – 18 кв. м).

Однако эта выплата вовсе не гарантирует реализацию прав инвалида на улучшение жилищных условий, так как установленный Минстроем норматив зачастую сильно отличается от реальной стоимости квадратного метра. В результате люди вынуждены покупать жилье в старом жилом фонде или в частном секторе. При этом не установлено запретов на приобретение жилых помещений в аварийных домах и домах, требующих капитального ремонта.

Многие по этой причине отказываются от выплаты, предпочитая годами числиться в очереди. Например, в Самарской области в 2018–2019 годах от нее отказались 92 человека, стоявшие на очереди от 18 до 35 лет. Некоторые пишут отказы по несколько раз.

Кроме того, в регионах сложилась тенденция, при которой жилье предоставляется только инвалидам, признанным малоимущими, проживающим в непригодном жилом помещении или страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Такие граждане в последние годы чаще всего обращаются в суды с исками о предоставлении жилья и выигрывают их.

Решения судов обязывают органы местного самоуправления вне очереди предоставлять квартиры из муниципального жилищного фонда. Расходы на это возмещаются затем из федерального и региональных бюджетов. В итоге за период с 2010 по 2016 год Минфин выплатил 546,2 млн рублей, а за период 2017–2019 годов – 16,3 млн рублей. Из казны субъектов было выплачено еще 820,6 млн рублей.

По мнению Счетной палаты, Минстрой не осуществляет ни мониторинг обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ни должный контроль за расходованием средств федерального бюджета на эти вопросы. При этом аудиторы выяснили, что в обоснованиях бюджетных ассигнований, которые Минстрой формирует ежегодно, занижается численность граждан, нуждающихся в обеспечении жильем. Это соответственно приводит к сокращению объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Например, в обоснованиях на 2020 год численность граждан, подлежащих обеспечению жильем в Москве, занижена на 4,5 тыс. человек, в г. Санкт- Петербурге – на 4,7 тыс. человек, в Республике Тыва – на 493 человека.

Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что обеспечить инвалидам достойный жизненный уровень не удастся без законодательных изменений и дополнительного финансирования. Для решения проблемы ведомство рекомендует принять ряд дополнительных мер. Например, за счет госпрограмм развивать рынок социального и арендного жилья, а также строить малокомплектные дома коллективного проживания. Также необходимо установить для застройщиков квоты для строительства социального жилья и передавать на эти цели определенный процент квартир на первых этажах новых зданий.

В регионах нужно создать специализированный жилищный фонд, соответствующий потребностям инвалидов, а в имеющемся – обеспечить условия доступности.

Кроме того, аудиторы считают целесообразным ограничить количество повторных отказов граждан от получения социальной выплаты.

Отдельного внимания требует вопрос об увеличении норм общей площади жилья для инвалидов с 18 до 26 кв. м, говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева. Этот показатель используется для определения объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Трудности связаны с тем, что жилые помещения общей площадью не более 18 кв. м на рынке недвижимости в настоящее время практически отсутствуют.

Совет Федерации постоянно получает обращения от инвалидов по данному вопросу, рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко.

«Практически все опрошенные общественные организации инвалидов указали, что в их регионах проблема обеспечения жильем инвалидов, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, носит предельно острый характер. Об относительно удовлетворительном решении жилищного вопроса инвалидов-очередников сообщает лишь Чеченская республиканская организация инвалидов. Объясняется это тем, что в Чеченской Республике интенсивно реализуется целевая программа жилищного строительства, а инвалиды с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, лишившиеся жилья в результате военных действий, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке», – пояснила она.

При этом Святенко подчеркнула, что из-за неприспособленности жилья люди с инвалидностью теряют и возможность работать. По данным Федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается почти 3,5 млн инвалидов в трудоспособном возрасте, однако только 26,6 % из них работают. Проблема заключается не только в отсутствии квалификации, но и в невозможности добраться до места работы.

По данным Минстроя, для решения проблемы жилья для инвалидов необходимо более 16 млрд рублей в 2020 году и по 11,6 млрд в 2021 и 2022 годах.

Источник: https://profile.ru/society/pochemu-invalidam-ne-dayut-kvartiry-i-kak-s-etim-byt-386755/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *