Основные направления предупреждения преступлений против личности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные направления предупреждения преступлений против личности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Бесплатное питание предоставляется следующим категориям обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте до 18 лет Постановление Администрации городского округа Самара от 11 января 2020 г. Перечень и правила предоставления льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Льготы детям из многодетных семей при поступлении в вузы.
Содержание:
Криминология
Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
Как видно из анализа причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений против личности, предпосылки их предупреждения создаются в результате осуществляемых в стране социально-экономических, культурно-воспитательных и других крупномасштабных мероприятий. Реформирование производства. социальные акции по поддержке молодежи, малообеспеченных граждан дают положительные результаты.
Укрепление семьи как одного из важнейших устоев общества, решение широкого крута социальных проблем молодежи, развитие и более полное удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей подрастающего поколения в сфере труда и быта, разумное использование свободного времени, обеспечение равного доступа членов общества к образованию и культуре, развитие материально-технической базы и улучшение условий досуга, утверждение здорового образа жизни — эти и другие аспекты социальной политики государства имеют первостепенное значение для нейтрализации. а в перспективе и искоренения объективных и субъективных факторов, детерминирующих насильственную преступность.
Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. № 24. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции на выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, укрепление системы правоохранительных органов.
Большое значение в профилактике насильственных преступлений имеет реализация мер, намеченных федеральной и региональными программами борьбы с преступностью, предусматривающих комплекс организационных, административно-правовых и иных действий, направленных на решительное усиление борьбы с этими негативными явлениями. Заказчиком и координатором таких программ является МВД России. К их числу следует отнести документ, непосредственно посвященный насильственной преступности, — Программу организационно-практических и научно-исследовательских мероприятий по усилению борьбы с серийными преступлениями против личности и убийствами, совершаемыми по найму.
Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание соразмерно содеянному за эти преступления, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. Это привлечение за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и др. В этой связи следует указать на значение усилий милиции по полному выявлению и своевременному пресечению таких действий, как незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, небрежное хранение огнестрельного оружия, незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, коррелирующих с насилием, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствуют сокращению числа тяжких насильственных преступлений.
Вместе с тем успешное решение этой задачи невозможно без специально организованной профилактической деятельности, важная роль в которой принадлежит органам внутренних дел.
В пределах своей компетенции каждая их служба выполняет предупредительные функции. МВД России требует постоянно в органах внутренних дел подводить итоги предупреждению насильственных преступлений, рассмотрению заявлений граждан о побоях, истязаниях, угрозах убийством, нанесениях телесных повреждений, хулиганских проявлениях.
Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит патрульно-постовой службе, дежурным частям органов внутренних дел, участковым уполномоченным милиции и аппаратами криминальной милиции.
Патрульно-постовая служба. К ее силам в соответствии с уставом ППС милиции общественной безопасности относятся: строевые подразделения милиции, подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специальные моторизированные воинские части внутренних войск МВД России. Патрульно-постовую службу осуществляют также другие подразделения милиции. Для выполнения этих функций постоянно привлекаются сотрудники служб МВД, УВД, УВДТ и РОВД, слушатели и курсанты учебных заведений МВД России.
Эффективность профилактики значительно повышается, если эта служба осуществляет свою деятельность по единой дислокации.
Главными задачами патрульно-постовой службы являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение преступлений, административных правонарушений. Свои функции она осуществляет непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, нарушений антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предупреждению тяжких посягательств на личность.
В обязанность постовых и патрульных входит:
- контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;
- своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснения им недопустимости антиобщественного насильственного поведения;
- предупреждать и пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и других общественных местах;
- принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного, инспекторов по делам несовершеннолетних;
- выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, развратные действия;
- пресекать групповые нарушения общественного порядка.
Таким образом, возможности предупреждения насильственных преступлений у патрульно-постовой службы значительны. Задачи заключаются в том, чтобы расстановка постов и маршрутов патрулирования осуществлялась с учетом времени и места вероятного совершения правонарушений, постовые милиционеры были проинструктированы о состоянии оперативной обстановки, владели формами и тактическими приемами предупреждения насильственных преступлений. В этом деле должны принимать участие не только руководители патрульно-постовой службы и дежурный по органу внутренних дел, но и участковые уполномоченные, оперативные уполномоченные уголовного розыска, на территории обслуживания которых милиционеры несут службу.
Милиционеры проводят разбор возникающих в общественных местах конфликтов и ссор, могущих привести к насильственным преступлениям, выявляют виновных и применяют к ним установленные законом меры (предупреждение, доставление в орган внутренних дел и т.п.).
Профилактические задачи решают в процессе предупредительных бесед сотрудников патрульно-постовой службы с гражданами, разъяснения лицам с агрессивным поведением недопустимости их антиобщественных поступков, пресечения противоправных действий в общественных местах.
Патрульно-постовые наряды предотвращают насильственные преступления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при проведении массовых мероприятий (политических, спортивных, культурно-зрелищных).
Главенствующая роль в недопущении тяжких насильственных преступлений принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. Они являются подразделением управления и оперативного реагирования на сообщения о насильственных правонарушениях или угрозах их совершения. Для этого она обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, анализировать данные об ее изменениях. Дежурные части осуществляют непрерывное управление и маневрирование патрульными нарядами, обеспечивают концентрацию сил милиции в часы пик на транспортных узлах, в период проведения культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.п. Группы оперативного реагирования дежурной части проводят разбирательства и пресекают правонарушения насильственного характера, хулиганства как при непосредственном обращении граждан в органы внутренних дел, так и с выездом на объекты и в жилые дома при возникновении конфликтов, ссор и скандалов, нарушающих общественный порядок, угрожающих перерастанием в преступления.
В дежурных частях накапливаются сведения о фактах правонарушений и лицах, их совершивших, которые затем используются при инструктировании нарядов патрульно-постовой службы, для оценки оперативной обстановки участковыми уполномоченными на территории обслуживания и выявления наиболее криминогенных точек, неблагоприятных семей и лиц, склонных к совершению преступлений. Все сотрудники органов внутренних дел обязаны сообщать в дежурную часть о всех преступлениях и обстоятельствах, создающих угрозу безопасности граждан.
В дежурную часть обращаются потерпевшие от насилия. В таких случаях важно правильно установить правонарушение и степень его опасности, своевременно принять предупредительные меры. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия за угрозу убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК), административного воздействия, к которому относится мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП). При отсутствии признаков правонарушения реагирование на факты насилия должно поручаться участковому уполномоченному, сотрудникам уголовного розыска, отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Гарантией применения указанных мер в целях предупреждения тяжких насильственных преступлений является обязательная регистрация жалоб и заявлений в дежурной части, ответственность сотрудников и всех служб милиции за их объективное и всестороннее рассмотрение. Пока факты пренебрежительного отношения к сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях имеют место, руководители органов внутренних дел постоянно должны контролировать этот участок работы, анализировать весь массив сообщений, достаточность и правомерность воздействия на правонарушителей.
Дежурной частью ведутся регистрация и проверка случаев обращения граждан по поводу травм, телесных повреждений криминального характера в лечебные учреждения или непосредственно в органы внутренних дел. Медицинские учреждения (травмпункты, приемные покои) обязаны о таких фактах незамедлительно информировать дежурные части органов внутренних дел для проведения соответствующей проверки.
В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым уполномоченным милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми коллективами, должностными лицами предприятий и организаций, общественными организациями. Профилактическая работа участковых уполномоченных милиции распространяется на семейно-бытовую сферу, такие общественные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, культурно-зрелищные учреждения, кафе, торговые предприятия и др. Ими проводится обследование мест возможного совершения правонарушений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшенных помещений и т.п.), ведется наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучается состояние общественного порядка в общежитиях. На этой основе устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется с ними профилактическая работа, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми уполномоченными милиции в паспорте на административный участок и служат основой для организации всей профилактической работы.
Профилактическое значение имеет и проводимая участковыми уполномоченными милиции пропаганда правовых знаний, консультации граждан в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения, в средствах массовой информации. Выступая перед гражданами, участковые уполномоченные дают анализ состояния насильственных преступлений, вскрывают их причины, недоработки в профилактике пьянства и связанных с ним правонарушений, разъясняют положения законодательства об ответственности за эти преступления, порядок обращения в правоохранительные органы в связи с нарушениями общественного порядка, приемы и методы противодействия и защиты от насильственных посягательств.
Необходимо активизировать разъяснительную работу с лицами, входящими в группу повышенного риска, чаще всего становящимися жертвами преступлений (несовершеннолетние, престарелые, конфликтные граждане), помочь им уберечься от посягательств, не попасть в криминогенную ситуацию.
От участкового уполномоченного милиции во многом зависит активность привлечения населения, общественности к работе по предупреждению насильственных преступлений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.
Участковыми уполномоченными милиции с использованием методов индивидуальной профилактики осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, в целях формирования у них уважения к другим людям, правилам общежития. Выявляются и устраняются условия, способствующие совершению правонарушений конкретным лицом, неблагоприятный нравственный климат в трудовом коллективе или другом ближайшем окружении, конфликтные ситуации либо неблагоприятный моральный климат в семье, общежитии, коммунальной квартире.
В поле зрения участковых уполномоченных милиции должны быть неблагополучные семьи, участники затянувшихся семейно-бытовых конфликтов. Информацию о них участковые уполномоченные получают в процессе отработки административного участка, при разборе жалоб и заявлений, поступающих в орган внутренних дел, анализе в народных судах материалов о делах частного обвинения, а также сведений, имеющихся в жилищных органах, товарищеских судах, уличных комитетах. Информация о возможном криминальном поведении в быту может быть также получена при систематическом изучении материалов бракоразводных процессов, решений народных судов о принудительном выселении или размене жилплощади, учетов медицинских учреждений, документов комиссии по делам несовершеннолетних.
При разборе ссоры или семейно-бытового конфликта недопустимы промедление, необъективность, поверхностное выяснение обстоятельств, поспешность выводов и оценок. Особенно необходимы такт, внимательное отношение к рассмотрению доводов конфликтующих сторон. В каждом конкретном случае возникновения конфликтной ситуации надлежит в кратчайший срок получить о ней исчерпывающую информацию, установить конкретные причины и условия, способствующие ей. Прежде всего должны приниматься меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье, бытовом окружении. Для этого используется влияние родственников, доброжелательных соседей, сослуживцев, авторитетных представителей общественности. По возможности следует использовать помощь психологов, педагогов, невропатологов, сексологов или психиатров, которые проводят консультации в созданных сейчас в ряде городов службах семьи по так называемым телефонам доверия, в медицинских учреждениях, расположенных на территории органа внутренних дел.
В профилактической работе нужно искать и иные, нестандартные, созвучные времени меры, но нельзя отказываться и от тех, что зарекомендовали себя как эффективные.
Участниками конфликта разъясняются его возможные негативные последствия, обращается внимание на необходимость правомерного разрешения спора, сдержанности и взаимного уважения при выяснении разногласий. В тех случаях, когда выясняется, что причина конфликта в систематическом пьянстве или употреблении наркотиков, нарушениях общественного порядка, к виновным принимаются установленные законом меры (предупреждение, привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности и т.п.).
Особого внимания участкового уполномоченного требуют лица, страдающие психическими заболеваниями и склонные к агрессии. При совершении ими деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, необходимо на основании норм, содержащихся в главе 15 УК, добиваться применения мер медицинского характера в целях предупреждения новых преступлений. При назначении судом амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или принудительного лечения в психиатрическом стационаре важно оказать содействие психиатрическим медицинским учреждениям в выполнение решения суда.
Сложнее воздействовать на лиц с психическими отклонениями, проявляющимися в насильственном поведении. Однако Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятый 2 июля 1992 г., такую возможность предоставляет. Прежде всего, участковый уполномоченный должен убеждать лиц, страдающих психическими расстройствами, их родственников и опекунов к добровольному обращению за психиатрической помощью, разъяснив возможные последствия уклонения от лечения. Важно добиваться недопущения таких лиц к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, взрывчатыми, ядовитыми веществами, владением огнестрельным и газовым оружием, оказывать содействие в создании обстановки, исключающей психическую возбудимость, установлении опекунства.
В неотложных случаях ст. 29 указанного Закона предусматривает госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке, без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя. При этом психическое расстройство должно быть тяжелым и обусловливать непосредственную опасность для больного или его окружения.
Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об указании психиатрической помощи в недобровольном порядке являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, но участковый уполномоченный по смыслу закона имеет право предоставлять врачам-психиатрам сведения об общественной опасности поведения больного, которые способствуют помещению его в психиатрический стационар.
Определенная часть умышленных убийств, причинения вреда здоровью совершается с применением огнестрельного или холодного оружия. Чтобы этого не допустить, участковые уполномоченные во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ, в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности.
Эффективным может быть разъяснение широкому кругу населения необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранящихся без разрешения, положений ст. 222 УК, устанавливающей для лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывчатые устройства, освобождение от уголовной ответственности в таких случаях.
В профилактике насильственных преступлений участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции опираются на помощь отдельных граждан, общественности, которые привлекаются к дежурству в подъездах и дворах домов, участвуют в воспитательной работе с лицами, склонными к насильственным правонарушениям.
Без внимания участкового уполномоченного не должны оставаться и малозначительные правонарушения, длительные ссоры и скандалы, факты неправильного воспитания несовершеннолетних, антиобщественного образа жизни, пьянства. При достаточных основаниях материалы на таких лиц должны передаваться на рассмотрение товарищеских судов, трудового коллектива или администрации по месту работы или учебы нарушителя.
На практике используются разнообразные формы шефства над лицами, склонными к насильственным правонарушениям. В частности, по инициативе участкового уполномоченного может быть установлено коллективное или индивидуальное шефство, а за несовершеннолетними закреплен общественный воспитатель. Это позволяет контролировать поведение, проводить работу по вовлечению профилактируемых в социально полезные занятия, повышать уровень их культуры, отвлечь от участия в группах с антиобщественным поведением, пробуждать чувство уважения к интересам других граждан, доходчиво убеждать в необходимости соблюдения норм права и морали, а также нормализовать обстановку в семье, правильно оценить и правомерно разрешить семейные неурядицы. Там, где воспитательные меры не дают результата, участковый уполномоченный обязан принять предусмотренные законом меры воздействий к лицам, совершающим административные правонарушения (привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, нарушение антиалкогольного законодательства) или преступления, не представляющее большой общественной опасности (угрозу нанесения телесных повреждений, побои, неквалифицированное хулиганство и др.), в целях предупреждения совершения этими лицами более тяжких насильственных преступлений. Соотношение количества выявленных малозначительных деяний против личности с количеством тяжких преступлений против личности — важный показатель профилактики. В тех случаях, когда число привлеченных к административной ответственности за нарушение общественного порядка и к уголовной ответственности за малозначительные преступления насильственного характера увеличивается, а таких, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, уменьшается, профилактику можно считать эффективной.
Специфические задачи по предупреждению насильственных преступлений выполняют сотрудники криминальной милиции. Подразделения уголовного розыска при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия насильственных преступлений, устанавливают лиц, замышляющих или подготавливающих эти преступления. Использование оперативно-розыскных методов для предотвращения и пресечения тяжких насильственных преступлений необходимо потому, что часть из них, особенно совершаемые группой, из корыстных побуждений, с целью сокрытия других преступлений, серийные и заказные убийства, совершаются скрытно и с предварительной подготовкой по тщательно разработанному плану. Сотрудники уголовного розыска для этого ведут учет судимых за насильственные преступления, осуществляют контроль за их поведением, проводят профилактическую работу с лицами, систематически нарушающими общественный порядок, наблюдают за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии.
При получении данных о готовящихся или замышляемых преступлениях их незамедлительно проверяют и пресекают противоправные деяния, обеспечивая привлечение виновных к ответственности, что само по себе имеет предупредительное значение или, если это возможно, склоняет этих лиц к добровольному отказу от совершения преступления, явки с повинной. Важно также обеспечить безопасность возможной жертвы насильственного преступления, недопущение других возможных негативных последствий преступления.
Большое профилактическое значение имеют своевременное и полное выявление в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативная отработка притонов разврата, пьянства, мест концентрации ранее судимых, бродяг, иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в совершение развратных действий, пьянство и наркоманию.
Уголовный розыск ведет проверку данных на без вести пропавших лиц (к без вести пропавшим относятся граждане, исчезнувшие внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной). Оперуполномоченные участвуют в установлении личности трупов, сопоставляя их приметы с без вести пропавшими. Ими осуществляется розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, совершивших побег из следственных изоляторов в целях пресечения их преступной деятельности.
Возможностями по предотвращению насильственных преступлений имеет аппараты по борьбе с экономической преступностью. Ими принимаются меры к недопущению разрешения экономических споров силовыми методами, путем кровавых разборок, выявляются факты незаконного изготовления, хищений оружия на промышленных предприятиях, ведется оперативно-розыскная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по устранению фактов небрежного хранения на объектах обслуживания огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.
Важным направлением профилактики насильственных преступлений является целенаправленная работа с потенциальными жертвами. К ним можно отнести лиц, ведущих аморальный образ жизни, занимающихся проституцией. Им разъясняется, что если они будут продолжать антиобщественное поведение, то могут стать жертвами насильственных преступлений, заразиться СПИДом, венерическими болезнями. Дети, подростки предостерегаются от контактов с незнакомыми лицами в уединенных местах. Лица, склонные к пьянству, должны предупреждаться о случайных знакомствах на почве приобретения и распития спиртных напитков, которые могут привести к скандалам, отравлениям и т.п.
Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет профилактическая работа по материалам уголовных дел, которая осуществляется как в процессуальных, так и непроцессуальных формах (внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел в трудовых коллективах, на собраниях граждан по месту жительства, подготовка публикаций и выступлений в средствах информации), а также процессуальная проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждений, поступающие из медицинских учреждений, без вести пропавших граждан.
Важно также не допустить продолжения преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, путем принятия к ним обоснованных мер пресечения и контроля.
Источник: https://isfic.info/somkrim/lebedev64.htm
Тема 10. Предупреждение преступлений против личности
Предупреждение преступлений против личности – это многоуровневая система мер государственного, общественного характера, воздействующих на причины и условия совершения преступлений против личности, нейтрализующих (ослабляющих, ограничивающих) их и тем самым, обеспечивающих сокращение преступности.
В зарубежной криминологии выделяются три основные модели профилактической деятельности: — модель контроля или концепция правовой превенции; — медицинская модель; — социогенная модель.
В целом, предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя: объекты предупреждения; его основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
К объектам предупреждения преступлений против личности относятся: процессы и явления экономического, социального, политического, психологического характера и иные факторы, обуславливающие состояние и динамику преступлений против личности; деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия; личность насильника, понимаемая как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.
Субъекты общесоциальной профилактики – республиканские, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи.
Субъекты специально-криминологической профилактики: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (органы внутренних дел, прокуратуры, суд); б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции; в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.
Основой предупреждения преступлений против личности являются последовательно осуществляемые программы социально-экономического и культурного развития, в том числе общесоциальные мероприятия, связанные с укреплением и развитием демократических начал в семье, в сферах быта, досуга, с устранением из этих сфер негативных влияний, традиций, стереотипов поведения.
К основным направлениям специально-криминологической профилактики преступлений против личности относятся: а) последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркоманией на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации; б) своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов, которые могут перерасти в убийства; в) обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; г) пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь, повышение качества профилактической работы в маргинальной среде; д) активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных молодежных группировок; е) своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности; ж) активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, с его хищениями;
Активизация работы на этих направлениях будет способствовать стабилизации, а затем и сокращению уровня преступлений против личности, условий их совершения. Положительного результата в предупреждении преступности можно ожидать только тогда, когда все субъекты будут осознавать важность проводимой ими работы, и будут стремиться к сотрудничеству и помощи другим субъектам в достижении общей цели – удержанию преступности на социально-терпимом уровне.
Нормативные источники:указаныв заданияхдля СРСП и СРСк соответствующей темеподразделов 2.5. и 2.6.
Основная и дополнительная литература:указана в подразделе 1.8. п.п.153-168, 174-182.
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Источник: https://mykonspekts.ru/1-122225.html
Предупреждение преступлений против личности
Предупреждение преступлений против личности
Причины, условия и иные детерминанты преступности против личности отличаются значительным разнообразием. На макроуровне российской действительности можно отразить некоторые устойчивые исторические традиции, создающие не только фон, но и хорошо одобренную почву для криминального насилия. Насыщенность российской жизни насилием была велика от организации централизованного государства до самых недавних времен господства тоталитарного режима. Цена человеческой жизни на протяжении веков оставалась невысокой. Государство для своего выживания под ноги Истории бросало миллионы людей, и народ ему платил тем же – восстаниями, революциями и террорами.
В настоящей обновляющейся России провозглашен приоритет личности, ее прав и свобод, законодательно закреплены на вполне цивилизованном уровне гарантии и средства защиты жизни, здоровья, достоинства, других человеческих ценностей.
Гуманные принципы и нормы закрепляются в законодательстве, политики много говорят о правах человека, об уважении личности, но по-прежнему прочный круг незаконного насилия разъедает российское общество. И проблема не только в том, что для искоренения в обыденном сознании людей взглядов, привычек, стереотипа поведения, имеющих глубокие исторические корни, требуется значительное время. Положение усугубляется тем, что власть, государство, избрав заведомо неприемлемый для народа курс общественно-социального развития, оторвались от общества и оказались неспособными исключить незаконное насилие, даже из собственной деятельности. На росте и повышении общественной опасности преступлений против личности в России периода реформ отразились следующие факторы:
Коренная переоценка прежних ценностей и моральных принципов, все большее признание массовым сознанием власти денег, материального фактора как единственной ценности; обесцениванием человеческой жизни, если она не подкреплена высокими показателями;
Общее размывание границ нравственности, морального и аморального;
Усиление масштабов и степени социальной конфликтности в обществе в связи с беспрецедентным ростом социально-экономической дифференциации населения, материального уровня граждан.
В обществе распространилось и закрепилось представление о бессилии закона, правовом беспределе, о бесполезности обращения за помощью в правоохранительные органы, что ориентировало на самостоятельные способы разрешение конфликтных ситуаций.
В современных условиях российские криминологи в качестве причин и условий умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью рассматривают:
— утрату личной перспективы, неблагоприятные материальные и жилищные условия, провоцирующие на агрессивные действия;
— повышенную распространенность среди отдельных групп населения представления о допустимости насильственных действий, стереотипов агрессивно-насильственного поведения в конфликтных ситуациях;
— виктимное (легкомысленное, безнравственное, противоправное) поведение потерпевших, послужившее поводом для преступления;
— провоцирующие взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами;
— несвоевременное выявление правоохранительными органами криминогенных семейно-бытовых ситуаций неудовлетворительное реагирование на такие конфликты;
— не реагирование на предшествующие насильственных преступлениям угрозы расправой в отношении потерпевшего и других лиц, побоев, нанесения телесных повреждений, истязаний, хулиганских поступков;
— недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с криминальным рецидивом;
— недостатки в охране общественного порядка и безопасности граждан, в организации потрульно-постовой службы милиции, профилактической деятельности органов внутренних дел;
— латентность и безнаказанность значительной части преступлений против личности;
— не полноту выявления лиц, страдающих психическими заболеваниями и аномалиями психики;
— обстоятельства, способствовавшие формированию антиобщественных
— небрежное хранение оружия; непринятие мер по пресечению оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядов;
Не реагирование окружающих на факты применения насилия, хулиганство, иного аморального и противоправного поведения;
— недостатки в воспитательной работе по месту жительства и работы, в организации досуга, культурного обслуживания населения и т.д.
К криминогенной детерминантам изнасилований, помимо выше указанных, можно отнести:
— эротизирующее и деморализующее воздействие микросреды;
— недостатки деятельности органов образования культуры, здравоохранения, в нравственном и половом воспитании детей, подростков, молодежи;
— распространение пьянства, наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних и молодежи и, обусловленная этим, криминогенность в сфере половых отношении;
— растлевающее влияние пропаганды сексуальной свободы;
— неосмотрительность и неуместную доверчивость части потерпевших, их легкомысленное или провоцирующее поведение;
— недостатки в деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения по выявлению лиц, обнаруживающих признаки сексуальной патологии, склонных к половым извращениям насильственного характера и обеспечению мер лечения и надзора;
— неполное и несвоевременное раскрытие преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
К обстоятельствам, формирующим, агрессивную направленность личности в подростковом возрасте, относятся:
— обстановка в семье, формирующая склонность к разрешению возникающих конфликтов путем применения насилия;
— деморализующее влияние ближайшего бытового окружения по месту жительства, работы, учебы;
— жестокость по отношению к людям, животным;
— вовлечение подростков в пьянство, потребление наркотиков и других одурманивающих веществ.
Предупреждение преступлений против личности, с учетом многообразия форм ее проявления и сложного характера детерминации, осуществляется различными мерами. Решающее значение имеют крупномасштабные, осуществляемые устранению социально-экономических, политических и идеологических причин криминального насилия.
Средствами убеждения, воспитания, просвещение необходимо всячески противостоять распространению в массовом сознании культа силы, суперменства, ориентации значительной части граждан, особенно молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем. Большое предупредительное значение имеет укрепление семейных устоев, повышение культуры быта и межличностных отношений.
Необходимо усилить разносторонний социальный контроль в том числе с использованием возможностей современной медицины, за лицами с агрессивно-конфликтной направленностью поведения. Применительно к наиболее опасным видам криминального насилия, связанном с бандитизмом, терроризмом, заказными убийствами, захватом заложников, первостепенное значение имеют меры предупреждение организованной, а также профессиональной преступности.
Основными и последовательными направлениями специально-криминологической профилактики в сфере преступлений против личности, криминологическая наука называет:
— последовательную борьбу с пьянством и наркоманией;
— своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;
— обеспечение эффективной охраны общественного порядка в общественных местах;
— усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
Пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь;
— активизация деятельностью по выявлению и разобщению антиобщественных группировок;
— своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;
— активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия;
ответственности за насильственные преступления хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;
— противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации.
В системе мер борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством различают меры общей, групповой и индивидуальной профилактики. Меры профилактического характера подразделяются на:
— организационные – связанные с организацией предупредительной деятельности;
— функциональные – по ее непосредственному осуществлению;
К числу организационных мер относится:
— изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности и хулиганство в регионе;
— профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т.д.
К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде:
— систематическое обследование мест, где наиболее часто совершается преступления против личности и общественного порядка;
— обеспечение дислокации милицейский служб с учетом места и времени совершения большинства деяний;
— проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
— осуществление мероприятий, направленных на выявления и изъятие незаконного хранимого оружия;
— правовое воспитание граждан и т.д.
При осуществлении профилактики необходимо в соответствии конкретной ситуации избрать форму реагирования:
Если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения улучшение без резких колебаний, используется эпизодическое. Оно осуществляется участковым инспектором милиции представителями общественности. В качестве мер профилактического воздействия можно применять: советы, беседы, оказание необходимой помощи нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.
Если конфликтная ситуация ухудшается в течении продолжительного времени, применяется длящееся реагирование. К мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, собрание граждан по месту жительства, вызов в органы милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т.д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации, частоповторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц, наркоманов.
В таких случаях могут быть использованы меры правового принуждения: лишение родительских прав; принудительный обмен жилой площади или выселение за невозможностью совместного проживание; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственном в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т.д. Его выполняют дежурные части органов внутренних дел.
Реагирование и таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т.п. После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.
Источник: http://www.admiharp.ru/preduprezhdenie-prestupleniy-protiv-lichnosti.html
Профилактика преступлений против личности
В последние годы все большее внимание общественности и правоохранительных органов привлекает насильственная преступность, представляющая собой одну из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии.
Особенно настораживает то, что большая часть преступлений против личности в сфере быта совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Основная причина совершения преступлений против личности на бытовой почве является сложившийся на территории края (как и во всей стране) комплекс неблагоприятных факторов, связанных с низким уровнем жизни населения, отсутствие нравственных ориентиров в обществе.
Проблема предотвращения совершения преступлений против личности, совершаемых на почве бытовых отношений, как в целом по стране, так и на территории Алтайского края, является наиболее злободневной, ведь данные преступления посягают на самое ценное — жизнь, здоровье человека и оказывают негативное влияние на общественную нравственность.
В этой связи, задачей органов внутренних дел и, в частности, участковых уполномоченных полиции является противодействие данному явлению путем проведения профилактической работы с категорией граждан, склонных к совершению преступлений на почве быта, состоящих на учетах в органах внутренних дел края, выявление административных правонарушений и превентивных составов преступлений, борьба с распространением пьянства и алкоголизма.
В настоящее время на учете в Межмуниципальном отделе МВД России «Славгородский» состоит 50 семейных дебошира, 80 хронических алкоголиков, 61 неблагополучная семья. Участковые уполномоченные полиции во взаимодействии с другими службами проводят планомерную, наступательную работу с данной категорией граждан как в форме посещения по месту жительства и проведения бесед, так и привлечения к административной и уголовной ответственности.
Кроме того, еженедельно во время проведения «Дня профилактики» осуществляются рейдовые мероприятия, в ходе которых проверяются лица, состоящие на профилактических учетах в ОВД.
Как уже отмечалось выше, предупреждением совершения преступлений против личности в сфере быта является и выявление преступлений превентивной направленности. В текущем году сотрудниками МО МВД России «Славгородский» выявлено 7 преступлений по ст. 119 УК РФ (угроза убийством), 3 преступления по ст. 116 УК РФ (побои), 14 преступлений по ст. 115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью), 7 преступлений по ст. 112 УК РФ (причинение вреда здоровью средней тяжести) и большинство данных преступлений совершенно в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем, применением только карательных мер невозможно оказать существенное влияние на складывающуюся ситуацию. В связи с чем, проводится целенаправленная работа по усилению взаимодействия с государственными и общественными организациями, осуществляющими профилактическую, социальную, нравственную и реабилитационную работу с неблагополучными семьями, алкоголиками и лицами, склонными к совершению правонарушений на бытовой почве.
Положение в данном направлении возможно исправить только совместными усилиями сотрудников правоохранительных органов, государственных и общественных организаций.
Источник: https://22.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7839199