Как вести себя при проверке контролирующих органов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести себя при проверке контролирующих органов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;. Конкурентные преимущества почти всегда строятся на более полном удовлетворении потребностей клиентов. перечень основных услуг, предоставляемых организацией;.

Что делать при проверке без предупреждения

Неожиданный визит государственных инспекторов способен выбить из колеи даже уравновешенного человека. В стрессовой ситуации предприниматели и ответственные сотрудники нередко допускают ошибки. Именно поэтому юристы рекомендуют сохранять спокойствие. Если представители контролирующей службы пришли в офис с проверкой, необходимо следовать заранее утвержденной инструкции. Наличие на предприятии продуманной системы защиты существенно снизит административные риски.

Предупрежден, значит вооружен

Юридическую защиту бизнесу от необоснованного давления властных структур предоставил закон ФЗ № 294. Прийти с внеплановой проверкой сотрудники контролирующих органов могут только с разрешения прокуратуры. График очередных мероприятий ежегодно публикуют на официальном сайте надзорного ведомства.

Базовый уровень

Ключевым элементом системы безопасности является знание нормативных актов. Подробное описание правил проверки закреплено ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. До конца 2018 года в стране действует мораторий. От планового контроля малый и средний бизнес освободили. Отступать от указания президента разрешено в исключительных случаях после согласования с прокуратурой. Максимальная продолжительность проверки не должна превышать 20 суток, а дублирование направлений признано грубым нарушением.

Мораторий не распространяется на деятельность отдельных органов. Так, не убережет распоряжение от визита налоговых или таможенных инспекторов, правоохранителей, специалистов валютного регулирования.

Важным элементом безопасности становится подготовка штатных сотрудников. Персонал должен располагать подробной инструкцией на случай явки ревизоров. Скоординированные и грамотные действия исключат злоупотребления, а также сократят риск получения инспекторами искаженных сведений. Юристы настаивают на внедрении целого механизма:

  1. Режим коммерческой тайны. Предприниматель или руководитель фирмы вправе утвердить специальный регламент. Наемных работников потребуется ознакомить под подпись с перечнем данных, распространение которых не допускается.
  2. Пропускная система. Службе охраны необходимо дать точные указания на случай явки чиновников. Так, контролеры не должны встретить открытого сопротивления. Охранники обязаны ознакомиться с их удостоверениями, внести запись в книгу посещений и доложить о визите уполномоченному лицу. Пропускной режим не является нарушением. Препятствование же работе сотрудников государственных ведомств признается проступком и влечет наложение санкций (19.3–19.4 КоАП РФ).
  3. Политика «глухой обороны». Работодатель вправе свести общение с сотрудниками надзорных ведомств к минимуму. Аргументом послужит отсылка к статье 51 Конституции РФ. Норма разрешает не свидетельствовать против себя. Избежать случайных ошибок и оговорок наемного персонала предприниматель может за счет четкого разграничения полномочий. Глава компании официально делегирует функцию по выдаче документов и пояснений одному специалисту. В большинстве случаев таковым становится квалифицированный юрист. Инспекторов о принятом решении уведомляют в письменной форме с указанием способов связи и контактных данных. Исполнять запросы контролирующего ведомства другим работникам не потребуется. При предъявлении требования они вправе сослаться на отсутствие соответствующих полномочий.
  4. Регулярный анализ рисков. О необходимости и эффективности самоконтроля неоднократно заявляли представители федеральных ведомств. Минтруд России даже запустил специальную программу онлайн-диагностики бизнеса. Используя методические рекомендации государственных служб, можно периодически оценивать деятельность на соответствие нормативам и стандартам. Поможет избежать ошибок и памятка предпринимателя Прокуратуры РФ. Такие инструкции публикуют на сайтах региональных управлений.

К дополнительным мерам защиты специалисты относят мобильное приложение «Набат», разработанный по инициативе омбудсмена Титова. Мобильное приложение позволяет бороться с незаконными действиями и обеспечивает правовую поддержку коммерсантов при неожиданной явке ревизоров. Большое значение имеет присутствие в штате дипломированного юриста. Если нанять специалиста не получается, можно заключить соглашение на оперативное обслуживание.

Проверка в отсутствие предпринимателя

Закон № 294-ФЗ запрещает проведение контрольных мероприятий в отсутствие коммерсанта либо его доверенного лица. Исключениями признаны следующие обстоятельства:

  • причинение вреда людям, окружающей среде, имуществу третьих лиц;
  • нанесение ущерба памятникам и культурным объектам;
  • угроза государственной безопасности;
  • создание риска чрезвычайной ситуации, аварии.

При наличии хотя бы одной из причин чиновники приходят без предупреждения. В аналогичном порядке проводят мероприятия по представлению государственных или муниципальных органов (статья 10 закона 294-ФЗ). Об иных внеплановых проверках представителей бизнеса уведомляют за 24 часа.

Если проверяющими органами инициирована проверка в отсутствие владельца, действовать следует удаленно. Предприниматель вправе пообщаться с должностными лицами по телефону, выяснить причины визита, номер и основания предъявленного акта.

При отсутствии уполномоченного специалиста фиксировать действия инспекторов придется присутствующему на работе сотруднику. Давать пояснений он не должен. В разговорах с чиновниками лучше ссылаться на статью 51 Конституции РФ и угрозу увольнения за разглашение коммерческой тайны. А вот переписать реквизиты удостоверений можно. Информация облегчит оспаривание незаконных решений.

Предпринимателю рекомендуют немедленно прибыть на место. Если лично встретиться с ревизорами не удается, необходимо отправить для беседы доверенного представителя.

Проверка в присутствии бизнесмена

Личное участие в контрольном мероприятии позволяет в полной мере реализовать право на защиту. Алгоритм действий сводится к следующему:

  1. Установление личности инспекторов. Случаи мошенничества с использованием поддельных удостоверений до сих пор встречаются в практике. Исключить риск позволит оценка подлинности документов. Если в офис явились сотрудники налоговой службы, можно позвонить в территориальную инспекцию для уточнения данных. Аналогичный порядок применяется для подтверждения полномочий представителей других ведомств. Не будет лишним удостовериться и в действительности визы прокуратуры.
  2. Контроль доступа. Нередко инспекторы привлекают к проверке сотрудников правоохранительных структур. Практика основана на статье 13 закона № 3-ФКЗ. Присутствие в помещениях представителей ОБЭП или иных подразделений МВД РФ допускается только при надлежащем оформлении. Полицейские должны быть включены в состав проверяющей комиссии по соответствующему запросу контролирующего органа. Имена правоохранителей вносят в акт о назначении мероприятия. Случаи обязательного присутствия блюстителей закона описаны, например, в письме ФНС РФ № АС-4-2/14007 от 24.08.2012 года.
  3. Съемка. Фиксировать происходящее на камеру целесообразно с момента появления представителей надзорного ведомства. Если видеооборудования нет, можно использовать аудиоустройства. Доказательством впоследствии становятся даже записи, сделанные стационарными приборами в коммерческих помещениях. При отсутствии техники придется обойтись протоколом. В документе следует отразить все действия и заявления должностных лиц.
  4. Психологический щит. Верить на слово инспекторам государственного контроля не стоит. Практика показывает, что чиновники склонны сгущать краски и нагнетать ситуацию. Волноваться, грубить или выходить из себя не рекомендуют. Даже при выявлении нарушений у предпринимателя будет время выстроить линию защиты. В ходе проверки следует внимательно следить за действиями ревизоров, анализировать предъявленные требования и стараться доказать добросовестность. Без одобрения юриста подписывать документы опасно. Если специалист прибыть на место не успел, необходимо внести в акт все возражения и претензии. При отсутствии таковых можно обойтись формулировкой «с выводами контролирующего органа не согласен».

При проведении проверки представители надзорных ведомств нередко изымают документы и вещи. Точное их наименование указывают в описи. В противном случае доказать факт вручения будет сложно. Если отдельные бумаги коммерсант хранит вне офиса, их разрешено предъявить позже.

Немедленно передать инспекторам следует лишь те документы, которые должны находиться в магазине или на производственном объекте. Отложить предприниматели вправе и письменные объяснения. Ответственность за это не предусмотрена.

Особые правила необходимо соблюдать при проведении проверок правоохранительными структурами. Уже на этапе ознакомления с удостоверениями следует поинтересоваться юридическим основанием. Доследственные мероприятия проводят в рамках статей 144–145 УПК РФ. Полномочия полицейских ограничены. Правоохранители не могут организовать обыск или устроить полноценный допрос. Сотрудники ведомства вправе предложить предпринимателю подтвердить пояснения на полиграфе. Задачей проверки является установление связи между негативными последствиями и действиями лица. Целью служит подтверждение состава преступления для последующего возбуждения уголовного дела.

Важно! Нередко сотрудники государственных структур умышленно провоцируют бизнесмена на дачу взятки. Реагировать на такие выпады и намеки нельзя. Попытка избежать административной ответственности обернется уголовным преследованием.

Что делать после визита инспектора

По завершении любого контрольного мероприятия необходимо обратиться за юридической консультацией. Оптимальным вариантом станет продолжение сотрудничества со специалистом, курировавшим проверку. В сложных случаях к работе привлекают нескольких адвокатов.

Первостепенной задачей правозащитников является оценка перспектив. Юристы выявляют уязвимые места, прогнозируют исход разбирательства, выстраивают позицию.

Следующим этапом становится изучение решения контролирующего органа и составление жалоб. Акты налоговой инспекции, Роспотребнадзора, антимонопольной службы и других исполнительных структур можно оспорить в административном порядке. Вышестоящие инстанции наделены полномочием по отмене решений, принятых незаконно. Если урегулировать конфликт не удастся, дело передают в арбитражный суд.

Иногда надзорный орган заключает с коммерсантом мировое соглашение. Механизм вызывает острые споры среди юристов, но продолжает активно развиваться. Суть его заключается в отказе контролеров от части претензий взамен на оперативную оплату фиксированного штрафа. Нарушитель, в свою очередь, не пытается обжаловать итоги проверки. Первым примером верности подхода стало постановление ВАС РФ № 16370/11 от 26.06.2012. Впоследствии служители Фемиды подтвердили законность мировых соглашений. Наиболее полное юридическое обоснование приведено в постановлении Пленума ВАС № 50 от 18.07.2014.

Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/chto-delat-pri-proverke-bez-preduprezhdeniya

Как вести себя при проверке контролирующих органов

За последние несколько лет реформ в Украине введено больше, чем за весь период независимости. Несмотря на это, иностранные инвесторы говорят о том, что их бизнес в Украине растет двузначными цифрами.

Последние несколько лет Украина уверенными шагами движется к тому, чтобы стать членом Европейского Союза и получить звание действительно цивилизованной европейской страны, в соответствии с Западными критериями. Данный путь включает в себя, среди прочего, и комплексное реформирование законодательства. В данном случае речь идет об уголовном законодательстве (показательным примером служит принятие изменений в Уголовный кодекс Украины в части уголовных проступков), Уголовно-процессуальное законодательство (за последние годы несколько попыток реформировать полномочия правоохранительных органов в части проведения обысков). Нельзя не упомянуть и другие отрасли права, среди которых, безусловно, наблюдаются успешные достижения (налоговое законодательство) или для которых в ближайшее время планируется внедрение изменений, направленных достичь Европейского уровня, к примеру, трудовое законодательство.

Несмотря на тот факт, что среди практиков и ученых ведутся дискуссии по поводу грамотности оформления законов и действенности прописанных механизмов, инвестиции в Украине и развитие национального бизнеса идет активными шагами вперед. Так, представители Международной финансовой корпорации (International finance corporation) утверждают о том, что за последние несколько лет, реформ в Украине введено больше, чем за весь период независимости. Несмотря на это, иностранные инвесторы говорят о том, что их бизнес в Украине растет двузначными цифрами.

Основной страх для владельца предприятия и инвестора — проверка или обыск.

Несмотря на такой праведный путь нашего государства и полное соответствие ведения бизнеса законодательству, главным страхом для предпринимателей были и остаются визиты незваных гостей в виде правоохранительных органов и других представителей контролирующих органов, в том числе для проведения обысков и налоговых проверок.

Так, на сегодняшний день не хватит и пальцев двух рук, чтобы сосчитать все контролирующие органы, которые могут посетить с «приветом» на предприятие, в частности: 1) в рамках уголовной юрисдикции — Департамент защиты экономики, другие представители полиции, Военная прокуратура, Служба безопасности Украины, Государственная фискальная служба. ; 2) в рамках других правовых юрисдикций — Государственная фискальная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственная экологическая безопасность и еще около 30 контролирующих органов, имеющих право проводить проверки.

Главным страхом визиты приведенных органов и их представителей служат через возможные последствия (штрафы, изъятие имущества и долгосрочные судебные процессы). Конечно, последствий нельзя избежать в случаях, когда правоохранительные органы приходят к бизнесу через так называемый «заказ конкурентов». В данном случае невозможно избежать убытков для бизнеса. Однако часто негативные последствия возникают и из-за неправильного поведение сотрудников компании во время обысков и проверок.

Визит правоохранителей на предприятие, как прием гостей на званый ужин.

В общем, на мой взгляд, было бы интереснее провести параллель между проверкой контролирующих органов на предприятии и сравнить их с гостями, которые могут посетить дом. Несмотря на различные жизненные ситуации, гости не всегда могут быть зваными и приятными собеседниками.

Принимая во внимание обобщенный опыт визитов незваных гостей на предприятия, необходимо указать об определенном унифицированном механизме организации их приема и поведения во время их визита. Описанный ниже механизм можно отнести к вполне проевропейскому, поскольку, как уже было описано выше, Украина, путем реформ, выбрала именно этот курс развития. Поэтому, несмотря на причины визита правоохранительных органов, крайне важно правильное поведение сотрудников, поскольку во многих случаях, даже при наличии негативных последствий, правильные процессуальные действия во время проверок/обысков будут способствовать почти безболезненному текущему процессу и разрешат эффективно среагировать адвокатам для ликвидации последствий.

Обычно для того, чтобы подготовиться к приходу гостей, необходимо посетить в магазин и прикупить определенные продукты для приготовления вкусной еды. Фактически, этот процесс очень похож на текущую деятельность предприятия, включая покупки/продажи товаров и услуг, в соответствии с чем происходит формирование налогового кредита/долга, получение прибыли и достижения других целей ведения бизнеса. Конечно, при всем приведенном, для того, чтобы было возможным ведение бизнеса, необходимо и соблюдение определенных требований, предусмотренных законодательством, например, для открытия офиса. При этом ваша «кухня» должна быть исправной и соответствовать установленным нормам (проверка ГСЧС).

Итак, первый этап подготовки к проверке или обыску начинается с самого основания/открытия бизнеса. Упорядоченная документация и соответствие деятельности нормам законодательства уже является залогом приятного впечатления гостей от «вечернего приема». Покупка дешевого вина и просроченных продуктов в любом случае приведет к негативным последствиям для хозяина дома.

Пройдя этап подготовки начинается «сбор гостей». Действительно, иногда они могут посетить и непредсказуемо. Однако, если хозяин, в данном случае — собственник предприятия, всегда находится в процессе ожидания и ухаживает за тем, чтобы в холодильнике была еда, то непредсказуемость не представляет угрозы.

Главное задание во время визита правоохранителей. Права, обязанности и надлежащее поведение.

Итак, гости уже на пороге. Мы должны понимать, что не впустить правоохранительные органы для проведения обыска не удастся никогда. В УПК Украины такая возможность предусмотрена. В то же время, Налоговым кодексом предусмотрены санкции в отношении недопуска проверяющих на предприятие. В данном случае необходимы консультации с адвокатом относительно уместности отказа от допуска налогового проверяющего, учитывая следующую процессуальную тактику. Однако, в любом случае, выбивание дверей и другие производные последствия только спровоцируют правоохранителей для проведения «жесткого» обыска, что делает невозможным дальнейшую нормальную деятельность предприятия. Если бы вы пришли в гости и вас не пускали, считаете вечер выдался бы хорошим?!

Как уже отмечалось, во время визита гостей работники предприятия должны «правильно» себя вести как по отношению к правоохранителям, так и по выполнению функций, связанных с их профессиональной деятельностью и обязанностями. Необходимо указать, что в международных компаниях, осуществляющих свою деятельность за рубежом, довольно часто встречаются разработанные внутренние инструкции относительно того, как сотрудники должны себя вести и от каких действий лучше воздержаться.

Так, несмотря на то, какой орган пришел на предприятие с проверкой или обыском, процесс приема гостей можно унифицировать.

Общие правила поведения всех сотрудников во время визита гостей можно определить следующим образом:

— Должностные лица, проводящие проверку, должны действовать в соответствии с тем, на что у них есть полномочия, в соответствии с постановлением об обыске или иным официальным документом о проведении проверки.

— Сотрудники компании должны сотрудничать с должностными лицами и относиться к ним профессионально с уважением и вежливостью.

— Сотрудники компании должны сохранять спокойствие и уважение по отношению к должностным лицам в любое время.

— Сотрудники компании должны пытаться работать в обычном темпе, конечно, если речь не идет о «Маски-шоу».

— Сотрудники компании должны подождать, пока ответственное лицо компании (конечно, если оно назначено) не предоставит конкретных инструкций и указаний.

— Сотрудники компании должны полностью сотрудничать с должностными лицами, осуществляющими проверку, включая их обоснованные требования по доступу к документам и помещений.

Также, в разрезе общих правил поведения и коммуникации с должностными лицами, необходимо указать, что сотрудники компании не должны совершать каких-либо противоправных действий, пытаться войти в контакт с правоохранителями, поскольку это может привести к негативным последствиям.

Не лишним является и предварительная подготовка персонала, путем выдачи определенного списка контактов на случай таких визитов правоохранителей, в частности, как внутренних, так и внешних. Логическим также является и прикрепление к этим контактам инструкций по поводу того, по за какой спектр контактов соответствует определенный сотрудник. Неуместной будет ситуация, при которой и секретарь, и директор, и уборщица будут звонить одному адвокату.

Также действенным способом организации сотрудников является заблаговременное назначение ответственного лица на случай обысков и проверок. В таком случае, все сотрудники будут ждать указаний именно этого лица и не делать лишних движений. Структурированности поведения во время обыска/проверки легко достичь, когда есть ответственное лицо, которое Oсе контролирует и на которое все полагаются, хотя бы к моменту приезда адвоката.

В то же время, ответственное за прием гостей лицо должно быть:

2) Встречать гостей (организовать прием, провести в отдельную комнату для переговоров, определить цель визита путем ознакомления с постановлением, установить полномочия и верифицировать должностных лиц путем ознакомления с их документами). Всеми возможными способами ответственное лицо должно предотвращать «рыскание» гостей по помещениям до решения всех процедурных моментов.

3) Сопровождать гостей во время проверки или обыска.

Также можно выделить и обязанности других сотрудников. В частности, IT-департамент имеет пытаться всячески предотвращать изъятию техники и предоставлять предварительно согласованную и разрешенную возможность ознакомления с информацией на носителях и предотвращать уничтожение уже имеющейся информации. В то же время, офис-менеджер может помогать в копировании документов, для предотвращения изъятия оригиналов.

Узнать попала ли ваша компания в графики плановых проверок государственных органов надзора и контроля можно также с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Кроме того, вы можете проверить благонадежность контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису.

Безопасность предприятия, алгоритмы действий для бизнеса и единое информационное поле для всех специалистов — выбирайте системы ЛІГА:ЗАКОН для всей компании и получайте подарки!

Фактически, указанное позволит минимизировать негативные последствия визита правоохранительных органов и позволит выстроить нормальную коммуникацию. Конечно, если цель визита изначально не была нацелена на блокирование работы предприятия и создание препятствий для нормального ведения текущей деятельности. Как правило, установить цель визита правоохранителей можно за несколько секунд, начиная с первого контакта.

Учитывая тот факт, что реформирование законодательства находится на пути установления Европейских нормативов, то и такие процедуры, как проверка или обыск в будущем должны перестать наводить страх на владельцев бизнеса. Сейчас такая утопическая ситуация только появляется на горизонте правовых реалий Украины. Однако указанные выше действия позволят предотвратить негативные последствия после визита гостей, если им действительно можно было предотвратить. Ведь обострить отношения с правоохранителями и пойти на эскалацию конфликта не окажется сложным заданием в любой момент. Однако действительно ли такие действия оправдают себя, если изначально в них не было необходимости.

Напомним, АО Juscutum, которое входит в ГК ЛІГА первое в Украине выпустило прикладное мобильное приложение в сфере юридических услуг Juscutum Legal Alarm.

Источник: https://biz.ligazakon.net/ru/analitycs/187043_kak-biznesu-podgotovitsya-k-proverke-kontroliruyushchimi-gosudarstvennymi-organami

Грядут санитарные проверки. За что штрафуют бизнес и потребителей

Юристы выделили топ-10 рекомендаций, как бизнесу пройти проверку с наименьшими потерями

В Украине ослабляют правила карантина, открывают кинотеатры и разрешают находиться внутри помещения кафе. В то же время требования к соблюдению санитарных мер для бизнеса только усиливают.

По словам управляющего партнера юркомпании MK Legal Service Максима Курочко, во время карантина бизнес могут проверять в двух направлениях:

  • на соответствие хозяйственной деятельностизаконодательным нормам в обычном (регулярном) порядке, но с учетом ограничений, предусмотренных для обычных проверок «карантинным законодательством».

Такие проверки бывают плановые и внеплановые. Их проводят все госорганы, которые имеют на это определенные законодательством полномочия госнадзора (контроля). И сами проверки определяют не по органу государственной власти, а по сфере контроля.

В одной и той же сфере контроля проверки могут проводить разные государственные органы.

  • на соответствие хозяйственной деятельности новым требованиям к бизнесу, определенных «карантинным законодательством».

Проверку в данном случае может осуществлять Гоструда и Госпродпотребнадзор.

«Если речь идет об административном нарушении, то соответствующие протоколы имеют право составлять: органы внутренних дел, органы охраны здоровья (касательно неправомерного вызова скорой помощи) органы Госпродслужбы, уполномоченные органами местной власти должностные лица«, – рассказал UBR.ua Максим Курочко.

Итак, на период карантина (до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором прекращается действие карантина, но не раньше 30.06.2020) согласно «карантинному законодательству» запрещены только плановые проверки, и то за исключением целого ряда сфер контроля, определенных ниже.

Отдельным законом запрещены на период карантина налоговые проверки (документальные и фактические).

В то же время разрешены все внеплановые проверки всеми органами и во всех сферах контроля, кроме налоговых проверок, а также плановые проверки в следующих сферах контроля:

  • проверки предприятий, которые определяются в соответствии с критериями КМУ, как предприятия с высоким уровнем риска;
  • проверки исполнения требований о формировании и применении государственных регулированных цен;
  • проверка исполнения требований санитарного и эпидемиологического законодательства;
  • проверки во всех сферах контроля, которые не регулируются законом Украины № 877-V от 05.04.2007 г. (валютный контроль, налоговый контроль, таможенный контроль, банковский надзор и другие сферы, определены в ст.2. данного закона);
  • налоговые проверки, в случае заявления о возмещении из госбюджета НДС.

«Что касается государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции, то контроль в этой сфере осуществляют 7 органов в соответствии с перечнем видов продукции, подлежащей контролю. Среди этих органов Гоструда, ГСЧС, Госпродпотребслужба. Все они, с одной стороны, находятся под мораторием для большинства из их сфер контроля, но могут осуществлять любые проверки в части рыночного надзора», – заметил нам адвокат, советник ЮК L. I. Group Юрий Моисеев.

Как себя вести во время проверок

Правила поведения во время проверок должны формироваться исходя из законодательно определенных полномочий проверяющих органов и порядка проведения таких проверок. Соответствующие нормы предусматриваются множеством нормативно-правовых актов (НПА).

Поэтому, кто и что может запрашивать и куда заглядывать во время проверок, необходимо проверять в каждом конкретном случае.

Юристы выделили топ-10 рекомендаций на время проверки:

  1. Установить охрану и видеонаблюдение в помещении;
  2. Проинструктировать персонал;
  3. Проверять документы у проверяющих;
  4. Проверить полномочия проверяющих на предмет наличия документов, которые соответствуют требованиям, предусмотренными нормативными правовыми актами (направление, в котором указан предмет проверки, подпись уполномоченного лица, печать и т.п.);
  5. На предприятии обязательно должен быть журнал проверок, в котором проверяющие обязаны проставить свои подписи и уполномоченный представитель предприятия вправе потребовать это;
  6. Проверяющие имеют право присутствовать только в тех помещениях, куда их пригласит уполномоченный представитель предприятия и не имеют права самовольно входить в другие помещения (кроме необходимости осмотреть определенные механизмы, системы, которые являются предметом проверки);
  7. Проверяющие не могут ставить задачи и требования работникам неуполномоченным на представительство предприятия во время инспекции;
  8. Максимально ограничить количество работников, которые будут задействованы в проверке;
  9. Уполномоченные представители предприятия имеют право осуществлять видеофиксацию проведения проверки, которая в последующем может быть использована в процессе обжалования действий проверяющих или опровержения результатов инспекции;
  10. Не лишним будет вовлечь в процесс юриста, имеющего опыт работы с контролирующими органами.

Что контролеры проверят в первую очередь

Если это проверка регулярной деятельности, то как уже говорилось, исходим из НПА, регулирующих конкретный вид хозяйственной деятельности и полномочия проверяющих.

Если это проверка исполнения предписаний «карантинного законодательства», то проверять будут насколько предприятие исполняет такие требования (количество людей на метр квадратный площади помещения, достаточное ли расстояние между людьми, наличие дезинфицирующих средств, соблюдается ли масочный режим и т.д.)

За нарушение порядка проведения проверки со стороны должностных лиц предприятия предусматривается административная ответственность, которая определяется Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также специальными законами.

В частности, за нарушение правил карантина предусматривается штраф для физлиц в размере от 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов (17 000–34 000 грн) и штраф для должностных лиц предприятий от 2 000 до 10 000 необлагаемых минимумов (34 000-170 000 грн).

Кто в зоне риска

Если говорить о проверке соблюдения карантинных требований, то в зоне риска в первую очередь предприятия тех сфер, деятельность которых была запрещена во время карантина или существенно ограничена, и где до сих пор должен исполняться целый ряд карантинных требований:

  • рынки;
  • ресторанный бизнес;
  • ТРЦ;
  • образовательные центры;
  • спортивные клубы и др.

«Сейчас органы государственной власти все больше возвращаются к привычной системе работы (не дистанционной), а обращений и других вопросов по деятельности субъектов предпринимательской деятельности накопилось, поэтому, по моему мнению, проверок контролирующих органов станет со временем больше«, – заметил нам Юрий Моисеев.

За что оштрафуют потребителя

Штраф для потребителей за нарушение требований «карантинного законодательства» составляет от 17 000 до 34 000 грн в случае фиксации уполномоченным органом (Нацполиция, органы охраны здоровья (касательно неправомерного вызова скорой помощи), органы Госпродслужбы, уполномоченные органами местной власти должностные лица).

Но для этого обязательно должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

«При этом не обязательно это должен быть штраф, часто органы ограничиваться просто предупреждением. Если же все-таки не повезло, необходимо помнить, что протокол можно оспорить в суде«, – говорит Максим Курочко.

Источник: https://ubr.ua/business-practice/hrjadut-sanitarnye-proverki-za-chto-shtrafujut-biznes-i-potrebitelej-3893887

Проверки: как себя вести рядовым сотрудникам

В сети очень много материалов относительно того, как необходимо вести себя при проверках первым лицам предприятий (руководителю, главному бухгалтеру). Однако у большинства компаний помимо указанных должностных лиц достаточно других штатных сотрудников. И в настоящей заметке мы хотели бы дать рекомендации, как себя стоит вести при проверках контролирующих органов именно рядовым сотрудникам.

Зачастую, при проверках компании, сотрудники – ее самое слабое звено. Поэтому самым важным разделом подготовки компании к приходу нежданных гостей является инструктаж всего персонала по действиям в нестандартных для компании ситуациях. Для больших компаний вообще имеет смысл провести в компании специальный тренинг по действиям сотрудников при проведении проверок, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий контролирующими (правоохранительными) органами.

Поскольку проведение проверок, и нередко с превышением полномочий, означает для сотрудников работу в стрессовой ситуации, а уровень стрессоустойчивости у всех разный, наиболее легкая и эффективная модель поведения – сразу уходить в «глухую защиту». Такая тактика минимизирует риски как для самого сотрудника, так и для компании-работодателя.

  1. По всем вопросам деятельности компаний частной собственности ответственность (включая уголовную) несут лишь служебные лица компании, к которым согласно УК Украины (ч.3 ст.18) относятся лица, которые занимают постоянно или временно в компаниях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальным полномочиям. Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель и т.п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т.п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они исполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности. Даже если выполнение таких функций временное (например, сотрудник назначается и.о. руководителя на время отсутствия такового, или сотруднику поручено осуществить административно-хозяйственные обязанности по разовой доверенности).
  2. Предоставлять любую информацию, касающуюся хозяйственной деятельности компании, может только директор (руководитель) и другие лица, у кого есть доверенность, которая дает им право действовать от имени компании по соответствующим вопросам. Сотрудники, которые не имеют такой доверенности, не вправе предоставлять какую-либо информацию или документы без ведома руководителя.
  3. Штатные сотрудники работают на компанию-работодателя, а не на проверяющих, и подчиняются на рабочем месте рядовые сотрудники именно работодателю, а не представителям контролирующих органов. РЯДОВОГО СОТРУДНИКА ПРОВЕРЯЮЩИЕ НЕ МОГУТ (нет законодательных оснований) ПРИВЛЕЧЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ НИ ЗА ОТКАЗ ОБЩАТЬСЯ, НИ ЗА ОТКАЗ ВЫДАЧИ/ПОДПИСИ КАКИХ-ЛИБО ДОКУМЕНТОВ. А вот работодатель может привлечь к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины и за разглашение конфиденциальной информации и коммерческой тайны.
  4. При попытках общения с обычными сотрудниками представителей проверяющих органов прежде всего нужно попросить предъявить служебные удостоверения и не торопясь внимательно переписать из них все данные на лист бумаги, положив его затем в карман одежды. БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ НИ ГОВОРИТЬ НИ СЛОВА НИ НА КАКУЮ ТЕМУ. Если удостоверение предъявили быстро («сунув на секунду под нос») и тут же спрятали – сослаться на служебную инструкцию, требующую переписывать данные всех посетителей, без чего общаться запрещается под угрозой административных санкций, а об отказе предъявления удостоверений по инструкции требуется доложить руководству. Если служебное удостоверение предъявляется с вопросом «для каких целей необходимы данные», необходимо отвечать «с целью возможной подготовки жалобы в прокуратуру или суд о превышении полномочий и противодействию законной хозяйственной деятельности.» Если удостоверение не предъявляются – следует немедленно доложить руководителю и/или в службу безопасности компании/пост охраны или в юр.отдел.
  5. После переписывания данных служебных удостоверений следует на все вопросы отвечать стандартными фразами «Я не могу обсуждать это, поскольку за разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации могу быть привлечен к ответственности вплоть до уголовной. На любые Ваши вопросы ответит наш директор». Или «Я не компетентен в данных вопросах».
  6. Если проверяющие вдруг начинают «прессовать», любой сотрудник может отказаться отвечать на вопросы, сославшись на ст. 63 Конституции Украины, согласно которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя.
  7. Любой сотрудник, кроме руководителя компании, при проверке не должен подписывать никаких документов и ссылаться на то, что «Согласно моим должностным обязанностям я не имею право подписи никаких документов, имеющих отношение к деятельности компании».
  8. На просьбу и/или требование о выдаче каких-либо документов или образцов товаров и пр. следует отвечать «Это за пределами моей компетенции, обратитесь к директору компании, потому что без его указания должностная инструкция не позволяет мне совершать никаких значимых действий».
  9. Если во время проведения проверки в компании отсутствует руководитель, а проверяющие настаивают на вручении направления на проведение проверки и ее проведении, сотруднику компании следует известить проверяющих о занимаемой должности, и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой (например – офис-менеджер Иванова И.И., доверенность отсутствует).
  10. Если сотрудник растерялся и не знает, как поступать и что делать/говорить, лучше не делать ничего: ничего не говорить, ничего не выдавать, ничего не подписывать, никуда не ехать. Не помогать и не препятствовать.

Рядовым сотрудникам следует усвоить основное правило – на все вопросы любых контролирующих органов при проверках отвечает только руководитель и в идеале в присутствии юриста. всякая самодеятельность и самостоятельное принятие решений недопустимо. Все решения принимает только руководитель.

В интересах работодателя обязательно иметь в компании соответствующую утвержденную служебную инструкцию на случай проведения проверок, журнал проверок, Положение ко коммерческой тайне и конфиденциальной информации со всеми необходимыми приложениями (извлечение из законодательства, форма подписки о неразглашении, форма акта передачи информации, форма письменного обязательства третьих лиц (посетителей) о неразглашении и пр.), должностные инструкции для каждой штатной должности.

Источник: http://lawguide.com.ua/proverki-kak-sebya-vesti-ryadovym-sotrudnikam/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *