Имеютли право записывать учителя на диктофон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеютли право записывать учителя на диктофон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. пишем лаконично и доказательно. Поэтому помимо объективного изложения конфликтной ситуации, стоит уделить внимание тому, как она отражается на положении компании, какой ущерб наносится и т.

Содержание:

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:
Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».
На следующий день в газете:
» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/zapis-na-diktofon-spionaz-za-ucitelem-ili-pravo-obucausihsa

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?
консультация на тему

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:

Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».

На следующий день в газете:

» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;

— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;

— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);

— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Источник — проект «Юрист для учителя»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относись с чувством юмора к себе и к той ситуации, в которой вы оказались.

Учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодейст.

В материале указываются признаки, причины появления запаха в лаборантской, а также действия учителя или лаборанта по устранению этих запахов. Материал заинтересует, в первую очередь, учителей химии и.

Разработки уроков по религии, трудовому праву, семейному праву, коррекционные приёмы.

в личных сообщениях жду данные о желающихФИО местоработы год рождения и стаж на 01.09.2015.

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя основ праваМОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск»Саввиновой Елены Дмитриевны.

Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения. .

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/08/zapis-na-diktofon-shpionazh-za-uchitelem-ili-pravo

Дети и телефоны

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

В Германии Федеральное сетевое агентство запретило детские «умные часы» со встроенным микрофоном. Через приложение эти часы были связаны с телефоном родителей. Взрослые могли включить микрофон в часах своего ребенка и услышать то, что происходит вокруг него. Однако немецкие семьи использовали приложение не так, как рассчитывали разработчики: например, когда ребенок выходит из зоны видимости и отправляется неизвестно куда. Родители тайком активизировали микрофон «умных часов» в школе. Им очень хотелось узнать, что говорят их детям учителя.

Многие российские семьи тоже охотно используют мобильные приложения(Life360, MamaBear, Family Locator и т.п.), которые позволяют наблюдать за передвижениями ребенка. В их программу можно внести определенные адреса – и поглядывать на сообщения, добрался ли ребенок до этого места. Можно задать границы безопасной территории и получать сигнал тревоги всякий раз, как только дети пересекли их.

Психологи считают, что слежка за ребенком – распространенное явление в современном обществе. Она свидетельствует не столько об уровне развития новых технологий, сколько о кризисе доверия между родителями и детьми.

Родители, которые слишком заняты на работе, хотят компенсировать это с помощью новых технологий: им надо знать о каждом шаге своих детей.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ХОТЯТ ПОДСЛУШАТЬ УРОК В ШКОЛЕ?

Именно школа остается загадочной территорией для родителей из разных стран. Информация из учебного заведения зачастую не внушает им доверия.

Чаще всего это происходит в случаях, когда ребенок учится хуже, чем надеялись мамы и папы.

Психологи давно подметили, что родители, которые учились в школе на «хорошо», требуют от своих детей только пятерок, те, кто получал тройки, уверен, что дети должны стать хорошистами, а бывшие отличники склонны предъявлять своим детям непомерно высокие требования.

Поэтому в неуспехах своих детей большинство родителей склонны винить учителей. И это, как мы видим, общий родительский феномен в разных странах.

ЗАКОННО ИЛИ НЕТ?

Вернемся в Россию. Законно ли заставлять ребенка тайком вести запись в школе?

Да, отвечают юристы, если запись велась на уроке, и родители просто хотели прослушать его дома.

Школьный урок не выдает детям никакой секретной информации и не содержит государственных тайн. Это звучит как шутка? В дискуссиях на тему, почему надо запретить запись уроков на диктофон, выдвигаются самые невероятные аргументы.

Не сообщается на уроке и сведений о личной жизни учителя или учеников (которые защищается 24 статьей Конституции РФ). Напротив, желание родителей записать школьный урок поддерживает Закон «Об образовании в РФ». Ст. 44 дает российским семьям право познакомиться с методами обучения и воспитания их детей в школе.

И все же юристы считают, что родителям лучше и безопаснее реализовывать это право в других формах.

ПРАВА ДРУГИХ

Тот, кто стремится тайно записывать голоса школьной жизни, неизбежно вторгается в частную жизнь учителей и учеников. Даже у первоклассника есть своя частная жизнь, и она, по Конституции РФ, неприкосновенна. Ни аудио, ни видео, ни фото одноклассников нельзя выкладывать в сети без согласия их родителей.

А тот, кто не соблюдает это правило, должен принимать последствия, которые из этого вытекают.

За последние годы в России стало известно о нескольких громких скандалах, начавшихся с того, что дети или их родители выкладывали подслушанную информацию в Интернет.

После этого школьнику гарантированы проблемы с одноклассниками, а его родителям – обещания других родителей подать на них в суд.

«- Иногда родители говорят, что они контролируют действия своего ребенка, и он не выложит запись в Сети без их одобрения. Но он может дать прослушать запись одноклассникам, чтобы вместе посмеяться», — говорит Анна Александровна Вавилова, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ.

На самом деле смеяться придется недолго. Даже сам факт, что ребенок тайно записывал слова учителя и разговоры одноклассников, может превратить его школьную жизнь в ад.

Иногда родители возражают: мы настраиваем время записи так, чтобы оно совпало с началом урока. Юристы предупреждают: нет, это не гарантирует, что на запись не попадут личные разговоры. Учитель может задержаться, урок может начаться позже, перемена может быть передвинута – одним словом, диктофон будет писать разговоры в классе. А это, по определению, — личные разговоры, не подлежащие записи.

ТАЙНАЯ ЗАПИСЬ УРОКА БЕСПОЛЕЗНА В СУДЕ

Большинство (52%) родителей готовы подключиться к школьным делам лишь в исключительных ситуациях, «когда, — говорят они социологам, — происходящее в школе несет риски для детей, их благополучия». Поэтому о правах своих детей такие родители вспоминают лишь во время конфликта с учителями.

Сделав тайную запись с урока этого учителя и опубликовав ее в интернете, они надеются заявить о своей правоте и заставить школу уволить этого педагога.

Анна Вавилова объясняет ее причину.

«- Экспертная оценка поведению педагога на записанном уроке дается только профессиональным сообществом, — говорит она. — Для такой экспертизы нужна открытая и легально сделанная запись урока в течение его полного времени. Даже если директор школы, прослушав запись, поверит, что на ней действительно был голос педагога, доказательств, что все было именно так, у него нет. Если речь идет о тайной записи (и никто не видел и не слышал, как она проводилась), можно предположить, что она могла быть сделана в другое время и в другом месте. Поэтому к учителю, чей голос был записан на диктофон, нельзя применить меры дисциплинарного взыскания».

Более того: даже если такого учителя уволят, он подаст в суд и, скорее всего, выиграет процесс. Потому что повода для увольнения не было: тайно сделанная запись (а особенно — смонтированная из фрагментов разных уроков, как это уже было проделано недавно в Сети) будет отвергнута экспертами. По ней никто не станет судить о профессиональном мастерстве педагога.

Хорошо, думают некоторые родители, мы не будем ничего требовать от школы.

«- Запись, сделанная тайком, не подходит для суда, — объясняет Анна Вавилова. – И уж тем более суд не примет смонтированные фрагменты разных уроков. Суду надо знать точное время, когда были сказаны те или иные фразы, и контекст, в котором они были произнесены».

Если родители хотят доказать, что учительница пристрастна к их ребенку (делает ему замечания там, где другим все прощается, жестче реагирует на его ошибки, требует больше, чем от других), суд потребует от них полную запись многих уроков с этим педагогом. А затем – передаст на профессиональную экспертизу школьным учителям.

МОЖНО ЛИ ПОПРОСИТЬ ШКОЛУ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ УРОКА?

Родители имеют право открыто, по согласованию со школой, организовать запись урока (или уроков). Ее профессиональный анализ выявит многие проблемы учителя и класса.

Этот ход применяют наиболее активные родители, члены коллегиальных органов управления школой, по согласованию с директором и школьной администрацией.

Чтобы сделать запись урока, надо принять соответствующее решение на родительском комитете и согласовать его с администрацией школы.

Перед началом записи следует объявить классу, что урок будет записан. Надо назвать календарную дату и точное время (минуты и часы) начала урока, номер кабинета школы. Для видеозаписи достаточно зафиксировать только день, час и минуту (если в классе нет больших часов и календаря). Урок должен записываться от звонка до звонка. Нельзя прерывать запись на середине.

Только в этом случае запись урока (или уроков) можно проанализировать и обсудить вместе со школой.

Более того, администрация хорошо оснащенных школ говорит, что она могла бы организовать для родителей даже он-лайн трансляции уроков.

Но родители школьников (большинством голосов) от этого отказываются.

Такой опыт был за истекшие два года в нескольких регионах России. Родители спорили со школой, требовали соблюдения прав своих детей, жаловались в СМИ, но… Когда им предложили записывать каждый урок на камеры, они отказались!

На практике семьи учеников начальной школы (именно они чаще всего конфликтуют со школой из-за обид на учительницу) редко соглашаются с тем, чтобы их дети весь день находились под камерами.

«Да, у нас есть проблема, — говорят они, — да, нам не нравится этот учитель или какой-то ребенок в классе, но мы не хотим, чтобы за нашими детьми весь день кто-то следил»

Педагоги и психологи говорят о том, что многие современные дети получают удовольствие от того, что на них обращена включенная камера.

Однако не всем детям и взрослым нравится, когда за ним следят.

И закон защищает тех, кому это не нравится.

Об этом напоминают и немецкие производители, которые отказываются от выпуска детских смарт-часов со встроенным микрофоном.

Родители всего мира похожи.

Они ревниво следят с помощью телефона за своими детьми, но могут подать в суд, обнаружив, что за их детьми наблюдает кто-то другой.

Источник: https://fulledu.ru/articles/1297_deti-i-telefony.html

Можно ли записывать на диктофон в школе

Ответы на вопросы по теме: «Можно ли записывать на диктофон в школе» с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Имеет ли право ученик записывать на диктофон

– Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

– Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

– Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) “О государственной тайне” (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

– Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;

– Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.

В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.

Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.

Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.

Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.

оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;

одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.

Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.

Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Единственная ситуация, когда педагог вправе поднять вопрос о недопустимости аудио- или видеофиксации урока, – это когда указанные действия мешают образовательному процессу. В такой ситуации уже учащийся нарушает свои обязанности, указанные в ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ». В ответ учитель вправе сделать замечание, провести профилактическую беседу, вызвать родителей и т.д.

Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.

Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.

В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.

Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.

Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.

Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.

Можно ли записывать учителя на диктофон? Правовые рекомендации

Наличие гаджетов и их использование во время уроков является интересным моментом современного образовательного процесса. Например, возникает вполне законный вопрос, а вправе ли ученики делать аудио- или видеозаписи по ходу занятий? Да, но при условии, что инициатором процедуры фиксации выступает именно учащийся, а не его родители. В этой статье описаны правовые основы аудио- и видеофиксации в процессе обучения.

При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:

— Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый человек вправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространять данные любым способом, не запрещенным законодательно. Список сведений, представляющих собой государственную тайну, определен федеральным законом.

В ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» приведен исчерпывающий перечень данных, считающихся государственной тайной. Упомянутый указ Президента РФ дополнил данный список.

Из указанных документов понятно, что, что образовательный процесс, осуществляемый в обычных школах, сузах, вузах и т.д. не несет в себе секретной информации. Соответственно запрещать запись на уроке по данной причине нельзя.

Ряд педагогов при решении вопроса о допустимости видеосъемки апеллируют к положениям ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ, в которых прописано, что частная жизнь человека неприкосновенна, и какие-либо данные о ней нельзя использовать без его согласия.

Также упоминается и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, провозглашающий принцип того, что осуществление прав и свобод человека не должно приводить к нарушению прав и свободы других лиц.

При видеосъемке возникает конфликт интересов:

оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;

одноклассники и учитель не желают, чтобы их снимали. Тогда продолжение записи нарушит уже их права на неприкосновенность частной жизни.

Данная проблема была разрешена Верховным Судом РФ. Согласно его определению несмотря на отсутствие уведомления других лиц о выполнении записи, поскольку фиксация производится одним из участников процесса и связана с отношениями, возникшими между сторонами, то запрет на подобные действия не распространяется.

Также в пп. 6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» прописана обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность иной информации, что обнародуется по решению образовательной организации и (или) что должна быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это значит, что перечень, приведенный в данном документе, является открытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.

Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками. В прочих случаях поводов для беспокойства нет, да и фиксировать уроки будут только у тех учителей, чьи занятия интересны.

В качестве предупредительной меры педагог вправе сам делать запись урока. Это поможет и самосовершенствованию, ведь просмотрев, прослушав материал, можно обнаружить некие недочеты, и защите, если вдруг возникнет ситуация, когда слова учителя будут вырваны из контекста в попытке опорочить его.

Выводы: предупреждать о ведении записи ученики не обязаны, но цель ее может быть только сбор информации о своей личной жизни, а также для личного пользования, например, для повторения уроков. Фиксация сведений, относящихся согласно закону к гостайне, запрещена.

Важно: в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещено осуществление гражданских прав исключительно с целью причинения вреда другому лицу, действия в обход закона с противоправными намерениями, а также иная заведомо недобросовестная реализация гражданских прав, то есть злоупотребление правом.

Это применимо к ситуациям, когда в частной беседе рассказывается очень важный секрет, о котором просят никому не говорить, а собеседник, чтобы отомстить, публикует запись в сети. Слушать запись сам записавший может, а вот публиковать ее без веских (и законных) причин – нет. Это стоит знать, например, при попытках фиксации диалогов на перемене.

Можно ли записывать на диктофон в школе

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени — и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Смерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю — в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них — пожалуй, наивысший по накалу — внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

Новые технологии изменили лицо школы. Сегодня первокласснику достаточно нажать кнопку, чтобы записать урок на диктофон, а затем выложить запись в социальную сеть. За последние дни публикации в сетях записей, тайком сделанных детьми с уроков в своей школе, взорвали интернет. Светлана Кириллова

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, кто ее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция. Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записали и смонтировали это единым блоком. Впрочем, если учительница произносила хотя бы одну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернет записи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама для своих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяет взрослым – впервые в истории — заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, они не могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И, конечно, они далеко не всё в ней понимают.

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых — таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись с друзьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделать это незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности за последние дни разделились.

«Это не использование мобильных средств связи, а использование записи разговора без разрешения собеседника», — считает одна мама. «Нельзя детей привлекать к подлости!» – возмущается другая. «Значит, детей можно безнаказанно унижать?» — возражают им третьи. «У знакомых было подобное – из класса ушли трое или четверо детей, учитель остался. Остальные родители претензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется на государственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

— Сразу оговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она на компиляцию или на запись урока «от звонка до звонка». Понять родителей, которые захотели услышать запись с урока, я могу: они — законные представители своих детей, фактически, защитники их прав. Поэтому они имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют право защищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами, более безопасными с юридической точки зрения.

— Телефон был включен на запись, а учительницу об этом не предупредили…

— Телефон — частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено. Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа — это не частная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесь возникает множество вопросов. Как быть с правами тех лиц, которые находились рядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассников ребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили бы обсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенок записывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся к личной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно, есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникают нарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

— Значит, запись с урока не поможет родителям решить школьные проблемы своих детей?

— Можно ли уволить учителя на основании такой записи?

— Чтобы диктофонная запись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ее осуществления. Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известной мне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагога особенно важны доказательства его вины. Добавлю: запись на диктофон может НЕ стать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовых последствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будет признана доказательством.

— Даже если все узнали голос учительницы?

— Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никак не решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? А вдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьный спектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

— Получается, что у директора школы не так уж много возможностей для действия?

— Родители спрашивают: можно ли на основании такой записи потребовать заменить учителя в классе?

— Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаивать на реализации всех своих прав (в том числе — права знакомиться с образовательным процессом для защиты прав детей). Но указывать администрации, какого педагога в какой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться к администрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, или перевести своего ребенка в другой класс. Это можно сделать в любой момент, по разным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Можно ли записывать на диктофон в школе

Достаточно часто встречается ситуация, когда преподаватели не разрешают использовать учащимся диктофоны для записи уроков,лекций, семинаров. Но как это согласуется с действующим законодательством РФ?

Статья 29, ч. 4 Конституции РФ записано: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Но сведения, присутствующие в обычном образовательном процессе, не являются государственной тайной.

Иногда ссылаются на статьи 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия. Но проведение обучающего занятия (урока, лекции, семинара) не является частной жизнью преподавателя. Более того, участие в образовательном процессе — это личная жизнь обучающегося, а ее он имеет право фиксировать всеми доступными способами.

Разумеется, если ученик или студент демонстративно ведет видеосъемку на телефон и, тем самым, мешает проводить учебное занятие, то он нарушает дисциплину. И на основании ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», преподаватель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание. Но как может помешать учебному процессу диктофон или включенный на аудиозапись мобильный телефон, а ученик при этом не нарушает дисциплину, выполняет все требования и задания?

Вывод: использование аудиозаписи обучающимися в образовательном процессе во время учебных занятий не противоречит действующему законодательству РФ, если это не мешает учебному процессу.

Вы не правы. В первых классах, если есть какие-то проблемы, можно и послушать. Ребенок еще не может адекватно оценить обстановку, а школу родителей не пускают. Можно пустить на самотек, можно разобраться в ситуации.

я клала. то, что я услышала невероятно. учительница улыбалась родителям и гнобила по сучьи подло детей. с издевательствами, унижениями. это ужасно. забрала ребенка оттуда. причем родителям других детей говорила это и давала слушать — родители тормоза, типо так везде, учителю трудно, дети такие и т.д.

положите в чехол и в портфель. узнаете доверять ли учителю. достаточно пару раз и все стане ясно. я с первого раза услышала обзывательства и ругань.
пусть у вас все будет хорошо, но подстрахуйтесь.

Когда я услышала, что учительница орет на детей (первые 2 месяца 1 класса), а в конце урока идет по классу и говорит: «тебе двойка, тебе двойка, . » и так вдоль рядов. А когда надоедает, добавляет «и всем остальным двойка».

После этого я пошла к завучу с конвертом и попросила тихо, без разбирательств, без претензий с моей стороны просто перевести дочь в другой класс. Завуч конверт не взяла, о проблемах распросила, и очень тактично перевела дочь в другой класс. Очень мне нравилась та завуч, жалко, что ее по каким-то причинам уже уволили.

, а если я в ответ перезваниваю, то телефон сразу, без звонка, влючает связь со звуком. У меня безлимитный, правда мегафон отрубает связь через час, а второй раз уже не позвонишь, т.к. пойдет звонок.

), поэтому надо было разобраться.

нет, я завучу про прослушку не говорила. Я вообще не хотела ничего говорить. В сущности что это изменит? Учительница как работала, так и работает. Завучу сказала, что знаю это со слов дочери. Завуч попросила неделю на проверку информации, сказала, что в уроки походит и послушает под дверью, что творится. И еще сказала, что посоветуется с психологом, в какой класс лучше перевести мою дочь.

Теперь далеко не каждый педагог мурманской школы № 39 осмелится лишний раз сделать детишкам резкое замечание. А все из-за конфликта, разгоревшегося между учителем Светланой Яковлевой и Любовью Елсаковой , мамой одного из ее учеников. Поневоле в этой истории оказались замешанными и дети.

— В прошлом мой сын Дима, тогда еще первоклассник, пришел домой и сказал: «Мама, наша учительница на уроке говорит нехорошие слова!», — вспоминает Любовь Елсакова. — Для него это было нечто из ряда вон выходящее. А Диминому однокласснику даже пришлось сменить школу из-за разногласий с тем же учителем.

О конфликте узнали в городском комитете по образованию — именно туда обратилась с жалобой Любовь Николаевна. Учителю объявили выговор, лишили стимулирующих надбавок и на этом, казалось бы, поставили точку.

— В середине февраля Любовь Елсакова вдруг приносит мне аудиозапись, — рассказывает Тамара Ямщикова , директор школы. — Длится она четыре с половиной часа, на ней записано пять уроков.

На аудиозаписи отчетливо слышны фразы учителя в адрес детей: «Идиотка, больная какая-то», «Закрой рот!», «Че, дебильный, что ли?». Копия оказалась и в комитете по образованию.

Любовь Елсакова призналась, что диктофон она положила сыну в портфель.

— Я не знала, что мне еще делать, — разводит руками мама. — Ведь ребенку никто не поверит, что учитель продолжает ругаться.

Однако не все в школе поддержали инициативную родительницу.

— Мой ребенок с радостью ходит в школу. Просто Любовь Елсакова с самого начала хотела, чтобы у сына был другой учитель, — высказала свое мнение Светлана Рыбченко , мама одного из учеников. — Но вместо того, чтобы сменить школу, она стала настраивать других родителей против Светланы Яковлевой. Я считаю, что, если тебе что-то не нравится, надо менять образовательное учреждение, а не заниматься подслушиванием. А что касается ругательств. Вы знаете, какие дети в этом классе? Крайне недисциплинированные и распущенные: то сок в портфель нальют, то стучат ногой об пол весь урок. Не надо все валить на учителя! Он тоже человек. И если произносит такие слова — значит, его довели.

Сама учительница, Светлана Яковлева, оправдывалась тем, что слова «идиот» и «дебил» литературные, к тому же вырваны из контекста. И, вообще, записывать урок не имели права без ее ведома.

— Случайно вырвалось, не сдержалась. У кого не бывает? — опускает глаза Светлана Михайловна. — Но я никогда ни одного ребенка пальцем не тронула. Не знаю, чего хочет эта мама, зачем она собирает про меня гадости. Кому будет хуже, если я уйду?

Учителю объявили еще один выговор, лишили стимулирующих надбавок и пригрозили, что уволят, если это еще раз повторится.

— Светлана Михайловна работает у нас уже 30 лет. Раньше никаких жалоб на нее не было, — сетует Тамара Александровна. — И дети ее очень любят. После всех этих неприятных событий она сказала, что сделала выводы. А мама в свою очередь попросила прощения у учителя.

Враждующие стороны примирились между собой. Но повторения ситуации никто не исключает.

Какие фразы попали на аудиозапись

01:10:47 — «Замолчи, идиотка! Вообще невозможно! Больная какая-то!»

01:20:45 — «Нет, это вообще ужасно! Почему нормальные дети должны страдать из-за таких?»

01:23:11 — «Иди туда, откуда пришел, если не хочешь учиться у меня!»

01:52:03 — «Дверь закрой с той стороны! Дверь с той стороны закрой!»

02:51:52 — «Где у тебя? Дома? Вот и иди домой! Это вообще маразм какой-то! Маразм!»

03:02:10 — «Чё, дебильный, что ли?»

03:39:26 — «Ты не должна учиться в этой школе! Для таких детей, которые не понимают, что такое хорошо и что такое плохо, есть специальная школа»

03:45:53 — «Я просто не могу на этих детей смотреть! Полкласса бесстыжих детей!»

ЗВОНОК В АДМИНИСТРАЦИЮ

Педагог не должен опускаться до ругательств

— История эта сама по себе безобразна, — считает Лариса МЕХТИЕВА, главный специалист комитета по образованию администрации г. Мурманска . — В прошлом году мы устранили конфликт, и я была уверена, что все завершилось. Считаю, что учитель должен уметь сдерживаться. Ни в коем случае не опускаться до ругательств. С другой стороны, маме не стоит вовлекать ребенка в эти конфликты. Мы поручили директору школы Тамаре Ямщиковой, как работодателю, разобраться в ситуации.

Две недели второклассник из Минска записывал на диктофон учительницу. Родители боятся психологического насилия в школе

Две недели второклассник одной из столичных школ во время уроков записывал на диктофон свою учительницу по просьбе родителей. Мужчина, который рассказал об этом журналистам TUT.BY, — Максим, гражданский муж матери второклассника. “Его мама стала мне рассказывать, что сын стал очень нервным. Она сводила его к неврологу, и ему поставили диагноз «нервный тик». Психолог, исследовав его рисунки, сказала нам, что ребенок боится именно школы. Пытаясь разобраться, что конкретно с ребенком не так и, может, есть проблемы в его поведении, мы дали ему диктофон”, — рассказал Максим.

Татьяна и Максим представили корреспонденту TUT.BY аудиофайлы в двух вариантах: полные версии (каждая запись длится около 6 часов) и укороченные. В нарезках оставлены только те моменты, которые возмущают родителей. Конечно, восприятие самой учительницы в зависимости от того, слушать аудио полное или нарезанное, — разное. Если слушать нарезку, то может сложиться впечатление, что учительница все время кричит, однако это не так. Если слушать полную версию, то становится понятно, что на повышенных тонах учительница разговаривает не всегда. Слышно, что она большую часть времени говорит хоть и громко, но нормальным тоном. Максима и Татьяну смущают отдельные фрагменты. «Разве можно такие фразы употреблять в принципе?» — задаются вопросом они. Мы представим вам несколько фрагментов из аудиозаписей:

Мать Глеба, Татьяна, описывает последний случай, который ее также возмутил: «В конце сентября мой ребенок, не выдержав, позвонил мне прямо с урока с просьбой забрать его. На заднем плане стоял такой крик учителя, что у меня, здорового человека с нормальным уровнем восприятия шума, заложило уши. В этом — желание ребенка спастись. Мой сын – музыкант. Он владеет 4-мя инструментами – гуслями, балалайкой, цимбалами, гитарой. Подобные крики ему противопоказаны, они мешают восприятию музыки!”

TUT.BY обратился к другим родителям. Как выяснилось, большинство из них аудиозаписи не слышали. Единственная мама, которая слушала аудиозапись, — Анастасия. Во 2 «А» у нее учится дочь. Оказалось, что Анастасия – госслужащая в сфере образования. Аудиозапись, по ее словам, возмутила ее.

«Я слушала записи выборочно, еще когда не было нарезки, слушала полностью. Учитель позволяет себе лишнее. Мне очень часто приходится заниматься обращениями граждан, и по таким вопросам в том числе. Именно фразы меня смутили, которые она употребляет. Прикрикнуть любой человек может, но важно знать, что ты кричишь в этот момент и в каких ситуациях ты кричишь», — говорит Анастасия.

По словам мамы, настороженность у нее возникла и тогда, когда дочь стала вдруг бояться чтения. «У нас был период месяца 3, когда дочь упорно не хотела садиться за книжку. Была готова мыть полы и посуду, лишь бы не читать. А если я заставляю, она в истерику. Причем просила я прочитать неважно что: календарик, буклетик, книгу, загадку. Раньше, в детском саду, я такого не замечала, она любила читать. Видимо, истерика такая — потому что она боялась, что ее потом попросят пересказывать, а она не сможет. Дело в том, что дочь хоть читает слитно и достаточно быстро для ее возраста, уловить суть прочитанного может не сразу».

«Никогда моя дочь не жаловалась. Я эту учительницу знаю, я в этой школе и сама училась. Никогда вопросов не было, многие даже стремились к ней попасть. Никогда не слышала, чтобы она кричала», — поделилась мнением родитель Кристина.

Однако Татьяна и Максим, которые отдали журналистам аудиозаписи, считают, что другие родители зря не уделяют внимания тому, как проходят уроки. «Когда мы записи прослушали, я написала заявление в прокуратуру, в Администрацию района, руководству школы, — говорит Татьяна.Когда об аудиозаписи стало известно, на следующий день дети в классе объявили Глебу бойкот».

«Три мальчика меня зажали и стали дергать за пиджак, таскать по классу, говорить, чтобы я отдал диктофон учителю», —

рассказал TUT.BY сам Глеб.

Руководство школы, а также Администрация района в своих ответах на имя Татьяны заявили, что проведена проверка и нарушений в поведении учителя не выявлено. Родители будут переводить Глеба в другую школу.

Психолог: «Многое из услышанного можно назвать психологическим насилием»

Мы отправили аудиозаписи практикующему психологу Роману Крючкову, специалисту, долгое время работающему с гражданами, пострадавшим от насилия и агрессорами.

«Прослушав аудиофайлы, хочу сказать: многое из услышанного можно назвать психологическим насилием. Что это такое? Это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. Характерно для ситуаций дисбаланса власти, например, для насильственных отношений, травли, в частности, на рабочем месте, и насилия над детьми. Это действия, направленные на подрыв самооценки и самоуважения человека. Например, постоянная критика, преуменьшение способностей, оскорбления, запугивания. В том, что я слышал, присутствуют многие из этих признаков.

Я слушал нарезанные файлы, однако не это имеет значение. Думаю, фрагментов, представленных для оценки, достаточно. Часто можно услышать такие объяснения: «Но я же не всегда кричу, бью и т.д.!» То, что человек кричит не всегда — не показатель. Это не делает его «агрессором в меньшей степени». Отсутствие жалоб от родителей и учеников также не значит, что насилия нет. Агрессоры по отношению к кому бы то ни было просто не могут кричать и применять насилие постоянно, иначе их бы просто изолировали.

Не считаю нормальным то, что другие родители, не слушая запись, готовы защищать учителя. Как может защититься ребенок в возрасте 8-9 лет? Многие родители уверены, что с их ребенком в школе не может произойти ничего страшного. Часто ребенок просто не может рассказать родителям всего, так как они его попросту не слушают либо вообще не считают психологическое насилие проблемой. Объяснение напрашивается такое: значит, и в семье психологическое насилие применяют и считают нормой.

Да, для нас эта тема — действительно что-то новое. В той же Англии и Швеции 50 лет назад могли даже физически наказывать детей в школе, а сейчас они одни из передовых стран в борьбе с насилием. Всего год назад в ассоциации кризисных центров Швеции мне рассказывали:

— У нас только в 1982 году вынесли на обсуждение проект о запрете физического наказания детей. Тогда шведы смеялись и говорили: «Да вы что, мы же веками так жили, это в крови». А сегодня об этом уже никто и не помышляет. Мы в Беларуси только-только начинаем обращать на это внимание.

Настораживает, что чиновники не увидели проблем при проверке. Для них это приемлемо? В таком случае можно подумать, что они выступают круговой порукой, защищая честь мундира.

Общественные организации, неравнодушные люди не первый год расшатывают эту «неприкасаемую» тему, но эту косную позицию изменить очень сложно. Вот, например, бились-бились общественные организации, чтобы открыть в Беларуси комнаты для женщин, пострадавших от насилия. Их игнорировали более 10 лет, потому что не понимали, о чем речь вообще. Какое насилие? А ведь игнорирование таких важных тем ведет к тому, что те дети, на которых кричат сегодня и которые, подвергаясь насилию, получают травмы, будут кричать потом на своих детей и на родителей, которые к тому времени перейдут в другое состояние – их жертв. Так замыкается круг.

Однако если родители подозревают в чем-то учителя, сначала лучше попробовать решить проблему переговорами. Когда ребенку дают в руки диктофон — это уже создание конфликтной ситуации, которая в любом случае ударит бумерангом и по ребенку. То, что мальчика стали дергать дети после того, как узнали о записи, наглядно показывает, с чем человек (взрослый и ребенок вместе с ним) сталкивается, когда идет против условной нормы. В этой ситуации, хочется верить, родители дали в руки диктофон, имея реальные опасения за его здоровье.

Консультация на тему: Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся

Вложение Размер
zapis_na_diktofon_shpionazh_ili_pravo_obuchayushchegosya.doc 34.5 КБ

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию:

Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».

На следующий день в газете:

» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны».

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;

— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;

— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);

— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

Источник — проект «Юрист для учителя»

Научно — исследовательская работы на тему «Интернет за или против».

В форме дискуссии на уроке обсуждалсь изменения, происходящие в языке.

При рассмотрении вопроса о правомочности видеозаписи урока необходимо изучить следующие документы:

— Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ);

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);

— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

При видеосъемке возникает конфликт интересов:

оператор хочет сделать запись и это его право на сбор информации, которое в случае запрета на съемку будет нарушено;

Можно производить записи на диктофон, как учителя общаются с учениками?

Ученик может вести запись урока, для своих личных целей:

например прослушать объяснения учителя по теме предмета, или другие варианты.

Все что происходит в общественном месте, в данном случае, в школе не входит в перечень объектов

и сведений составляющих государственную тайну.

Так что лично записывать на диктофон разговор учителя ученик имеет право.

Многое в данном вопросе зависит от формы общения.

Первое: имею ли я право их записывать без их ведома?

Второе: Могу ли я это показать родителя, а они использовать это в жалобе.

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

Первое: имею ли я право их записывать без их ведома?

Второе: Могу ли я это показать родителя, а они использовать это в жалобе.

Источник: https://zkinform.ru/mozhno-li-zapisyvat-na-diktofon-v-shkole/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *