Перечень Прав Ребёнка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень Прав Ребёнка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

я описываете обстоятельства был остановлен сотрудником полиции инспектором ОБ ДПС ___________, нагрудный знак __________ по адресу ___________. С уважением ___________ _ Дата ____________. В ______________ суд г.

Законные права ребёнка в семье и их защита

Появление малыша на свет изначально не обременяет его никакими обязательствами, а вот определенным перечнем прав наделяет. Права ребенка гарантируют не только нормативные акты, действующие в стране его проживания, но и законодательные документы, подписанные на международном уровне.

Все дети без исключения наделены правами, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Права несовершеннолетних детей

Детьми считаются лица, возраст которых не достиг 18 лет. Именно на эту категорию граждан и распространяется действие законодательства в области прав ребенка. Каждый маленький житель вправе быть членом семьи и воспитываться в кругу любящих родственников (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на общение с которыми не должно быть никакого запрета (ст. 55 СК РФ). Привычное для всех наличие имени и фамилии у каждого человека также относится к интересам ребенка (ст. 58 СК РФ). Каждый человек представляет собой отдельную личность, а поэтому все, включая детей, могут иметь личное мнение (ст. 57 СК РФ). Также дети имеют имущественные права и, конечно же, могут претендовать на защиту всех своих законных интересов (ст. 56, ст. 60 СК РФ).

Несовершеннолетние граждане должны быть защищены от таких неправомерных действий:

  • унижение достоинства;
  • насильственное обращение;
  • халатное отношение к его воспитанию;
  • использование детского труда, что пагубно отражается на здоровье ребенка;
  • привлечение к распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ;
  • развращение несовершеннолетних;
  • другие действие по отношению к ребенку, которые нарушают его права и интересы.

А если ребенку уже исполнилось 14 лет, то он может даже подать иск в суд, сославшись на неисполнение обязанностей родителей или злоупотребление ими своими правами по отношению к нему.

Нормативно-правовые документы по правам ребенка

Защита прав и интересов несовершеннолетних граждан регламентируется сразу несколькими законодательными актами, принятыми на территории России, а также международными документами, в подписании которых приняли участие страны во всем мире.

В России действуют следующие документы:

  • Конституция;
  • Закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
  • Закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • СК РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • нормативные акты по вопросам защиты детей, действующие в конкретных субъектах РФ;
  • уставы, действующие в школах и детских дошкольных организациях.

Также за защиту прав ребенка отвечают и международные законодательные акты. К ним относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека, подписанная в 1948 году;
  • Декларация прав ребенка, действует с 1959 года;
  • Конвенция о правах ребенка, в СССР начала действовать с 1990 года;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, действует с 1990 года.

Основные права несовершеннолетних детей

Ниже приводится перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка.

Право выражать собственное мнение. Ребенок, как и любой другой член семьи, является отдельной личностью, а значит, имеет свое определенное представление обо всем. Так, согласно ст. 57 СК РФ, у ребенка может быть свое мнение, к которому должны прислушиваться остальные. Его мнение даже учитывается при судебном рассмотрении вопросов, касающихся жизни ребенка.

Все эти действия могут осуществляться только по согласованию с несовершеннолетним.

Право на проживание в семье. Ст.54 СК РФ гласит о том, что дети вправе проживать в семье, получать от своих родителей должное внимание и заботу. Исключением считаются только случаи, при которых совместное проживание с родителями оказывает негативное воздействие и нарушает интересы несовершеннолетних граждан.

Право на общение с родственниками. Дети имеют основание общаться не только с отцом и матерью, но и с другими родственниками по обеим линиям (ст. 55 СК РФ). Даже если семейный союз распался, дети могут общаться с любым из родителей, независимо от места их проживания.

Для решения такой проблемы можно обратиться в орган опеки и попечительства.

Право на получение фамилии, имени, отчества. При рождении малышу присваиваются имя, фамилия и отчество (ст. 58 СК РФ). При выборе имени родители должны соблюдать правила, указанные в п. 2 этой статьи. Фамилия детям передается от матери и отца. Это может быть их общая фамилия, одного из родителей или двойная, включающая фамилии отца и матери. Отчество присваивается по отцу.

Право детей на защиту. На законодательном уровне также предусмотрена защита интересов детей (ст. 56 СК РФ). Обязанность по защите возлагается на родителей, опекунов, а также на орган опеки и попечительства, прокуратуру и суд.

Имущественные права несовершеннолетних членов семьи. Дети имеют основание распоряжаться определенным имуществом, о чем говорится в ст. 60 СК РФ. Несовершеннолетние граждане имеют право:

Изменение имени или фамилии. Родители, если их ребенку еще не исполнилось 14 лет, могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой о смене фамилии или имени своего ребенка (ст. 59 СК РФ). Стоит учесть, что дети в возрасте от 10 лет должны дать свое согласие на такие изменения.

Обязанности детей по отношению к родителям

Обязательства несовершеннолетних лиц по отношению к своим родителям не упоминаются в законодательных актах. Соответственно, пока ребенку не исполниться 18 лет, все обязательства, которые могут на него возлагаться в семье, осуществляются только в соответствии с внутрисемейными правилами, но не имеют никакого юридического основания.

Если отсутствует возможность решить этот вопрос мирным путем, то для взыскания материальной поддержки отец или мать могут подать иск в суд.

Защита детей от неправомерных действий родителей

Несовершеннолетние дети, если имеет место такое отношение со стороны родителей, могут пожаловаться в такие организации:

  • орган опеки и попечительства;
  • суд (после достижения 14 лет);
  • педагогу в учебном заведении;
  • центр оказания психологической помощи детям.

Если факт несоответствующего отношения родителей заметили окружающие, например, соседи или педагог в школе, они также могут сообщить об этом в орган опеки и попечительства. По факту обращения будут приняты меры.

Все дети вправе получать то, что предусмотрело для них национальное и международное законодательство. Родители должны со всей серьезностью отнестись к своей роли в жизни маленьких членов семьи. Маленькие дети не способны самостоятельно о себе позаботиться, поэтому это должны сделать их родители, ни в коем случае не пренебрегая правами каждого ребенка.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-zashhita.html

Права ребёнка в РФ.

Понятие «ребенок» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Малолетний ребенок – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

  • Право жить и воспитываться в семье.
  • Права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.
  • Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
  • Право на имя, отчество и фамилию.
  • Праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в
  • Праве самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Право ребенка на образование.

Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Это право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям: детский сад, школа, вуз и др.

П раво ребенка на медицинское обеспечение.

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привилегий:

  • диспансерное наблюдение и лечение;
  • медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Право на отдых и оздоровление.

Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.

Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:

  • путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
  • питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
  • проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Права ребенка на свободу передвижения в ночное время.

Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и т.д.

Ночным временим признается время с 22 до 6 часов. Несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.

  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.

С 2-х месяцев:

  • право на получение дошкольного образования.

С 6-ти лет ребёнок имеет право самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)

С 6-ти лет и 6-ти месяцев:

  • право на начальное школьное образование.
  • право вступать в детские общественные объединения.
  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.
  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.

Обязанности ребёнка с 14-ти лет:

  • получить паспорт,
  • отвечать за вои действия в виде: имущественной ответственности по заключённым сделкам, за причинение имущественного вреда, уголовной ответственности за тяжкие преступления.

Права ребёнка с 15-ти лет:

  • оставить с согласия родителей общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.

Права с 16-ти лет:

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

Обязанности ребёнка с 16-ти лет:

  • нести административную ответственность,
  • нести уголовную ответственность за любые преступления.
  • право на обучение и сдачу экзамена на управление транспортным средством категорий «В» и «С», но получить права – только с 18 лет.
  • обязанность встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%80%D1%84/

Ребенок и его права

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).

Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституций РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребёнку предоставлены следующие неимущественные и имущественные права:

жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ);

общаться с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

на защиту (Статья 56 СК РФ);

выражать свое мнение (статья 57 СК РФ);

на имя, отчество и фамилию (статья 58 СК РФ);

право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка (статья 60 СК РФ);

право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (п. 4 ст. 60 СК РФ).

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон о гарантиях прав ребенка) устанавливает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, данный Закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей, в том числе:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

недопущение их дискриминации;

восстановление прав детей в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Закон о гарантиях прав ребенка призван создать условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Его часто называют декларацией, мол, много тут понаписано, но ничего не работает. Позволю себе отметить, что закон сам по себе и не должен работать. Его надо применять, максимально использовать возможности, им данные. А дано им очень и очень многое.

Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка. Некоторые из них ребенок может защитить самостоятельно. В защите некоторых должны помогать взрослые. Ценным качеством этого документа является то, что он дает полезные определения, которые могут применяться повсеместно.

Статья 7 Закона о гарантиях прав ребенка называет лиц, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать от:

органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов;

своих родителей или лиц, их заменяющих;

педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов;

общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.

Родители или лица, их заменяющие, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:

защищать жилищные права ребенка путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, путем подачи заявления о предоставлении ребенку жилого помещения и пр.;

обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;

подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать ребенка;

принимать меры по защите прав собственности ребенка, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;

предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного ему;

требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе и от близких родственников ребенка.

Органы государственной власти обязаны:

принимать соответствующие нормативные правовые акты;

проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;

поощрять исполнение ребенком обязанностей;

поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах.

Должность Уполномоченного по правам ребенка введена Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986. Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались с 2001 года во многих регионах России. Уполномоченные занимаются, в частности:

защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав;

проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.

Путем независимого контроля уполномоченные призваны проверять соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы прав детей во всех сферах их жизнедеятельности на:

Уполномоченный также занимается восстановлением нарушенных прав детей, уделяя особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств;

безнадзорным и беспризорным детям;

иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Уполномоченный занимается также:

обеспечением защиты прав ребенка и содействием восстановлению нарушенных прав ребенка;

правовым просвещением в области защиты прав ребенка;

направлением запросов и получением в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

посещением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций;

проведением проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получением от них соответствующих разъяснений;

направлением в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

привлечением в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Статья 9 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Закон устанавливает основные гарантии ребенка в области образования и воспитания, дополняя Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Указанная статья провозглашает гарантии:

создания детьми общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников;

проведения по инициативе детей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений;

проведения собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав;

доступности для детей и их родителей уставов и иных внутренних документов образовательных и воспитательных учреждений.

Образовательные учреждения и их работники не должны ущемлять права ребенка. К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся:

право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;

право на ускоренный курс обучения;

право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

право на получение дополнительных образовательных услуг (в том числе на платной основе);

право на участие в управлении образовательным учреждением;

право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;

в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа;

право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием;

право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих;

право на выбор формы образования, что в данном случае означает право родителей или лиц, их заменяющих, выбрать для ребенка форму обучения.

Ущемлением прав ребенка является, в частности, не только прямое нарушение прав ребенка, но и лишение права выбора или выражения своего мнения.

Дети в возрасте старше восьми лет вправе создавать и быть членами общественных объединений и организаций. Это возможно в школе или ином учреждении, обеспечивающем получение основного общего образования, но не в дошкольных учреждениях. Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию таких объединений и организаций. Такие объединения и организации не должны быть созданы политическими партиями либо являться детскими религиозными организациями.

Ученики и воспитанники вправе проводить собрания и митинги по вопросам защиты нарушенных прав — во внеучебное время.

Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Организаторами собраний и митингов могут быть один или несколько обучающихся или воспитанников образовательного учреждения или общественное объединение (организация) обучающихся, воспитанников (за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций). Условия проведения собраний и митингов на территории этого учреждения могут быть закреплены в уставе образовательного учреждения.

Статья 10 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает гарантии охраны здоровья детей.

Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям:

медицинская диагностика заболеваний;

лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение;

медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;

санаторно-курортное лечение детей.

В профилактическое направление включаются, в частности:

укрепление материально-технической базы родильных учреждений;

регулярное проведение вакцинации детей;

раннее выявление у подростков задержки полового созревания;

правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.

Медицинская диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, а также специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.

Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Статья 11 Закона о гарантиях прав ребенка определяет гарантии прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

Профессиональная ориентация — это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Эти услуги подростки получают в службе занятости.

Профессиональная подготовка — совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные учреждения для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.

Статья 14.1 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает перечень мер, призванных содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В этом содействии задействованы не только родители. Этим должны заниматься, в частности:

органы местного самоуправления;

органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;

юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования сетью Интернет, услуги в области развлечений, досуга;

лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему может потребоваться защита. Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено:

учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка;

Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка;

уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.

Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).

Органы опеки и попечительства защищают права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что во всех судебных и некоторых внесудебных процедурах, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, обязательным является учет мнения ребенка. Мнение ребенка учитывается при:

выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);

разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);

рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);

отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);

отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ);

рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»).

Суд при рассмотрении дел, касающихся судьбы детей, обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе:

заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;

ознакомиться с письменными доказательствами;

осмотреть вещественные доказательства;

прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

Закон устанавливает дополнительные гарантии защиты прав детей при:

регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов;

принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.

Так, судебные решения, вынесенные в отношении ребенка, должны учитывать свойства его личности, возраст, социальное положение. Кроме того, в отношении детей предусмотрена возможность замены уголовного преследования мерами воспитательного воздействия (ст. 431 УПК РФ). Такая замена возможна, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.

В некоторых регионах созданы так называемые ювенальные суды. Сама процедура адаптирована под детское восприятие (например, отсутствуют клетки, судьи называют обвиняемых по имени без употребления слова «подсудимый» и т.д.). Как правило, несовершеннолетних приговаривают к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе.

Закон устанавливает также особенности судебного порядка разрешения споров с участием несовершеннолетних. Вред, причиненный ребенку, должен возмещаться по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный взрослому человеку. У ребенка может быть имущество, которое может пострадать, и здоровье, куда более хрупкое, чем здоровье взрослого. Ребенок также вправе получить возмещение морального вреда, т.е. компенсацию за нравственные и психические страдания. Так, в интересах детей предъявляются следующие иски о:

возмещении ущерба, причиненного некачественным товаром, работой или услугой в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

расторжении договоров купли-продажи вследствие нарушения договорных обязательств;

взыскании морального вреда;

возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

возмещении ущерба, нанесенного затоплением квартиры;

возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

По достижении 14 лет ребенок может обратиться в суд сам. Однако, как правило, права ребенка защищает законный представитель, т.е. родитель. Часто возникают вопросы относительно того, кто должен отвечать за вред, причиненный ребенку в школе.

На сегодняшний день за нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

За нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и интересов, выразившееся, в том числе в лишении права на общение с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. А повторное совершение данного административного правонарушения — наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) в целях охраны и защиты прав и законных интересов ребенка предусмотрен более суровый вид ответственности.

Например, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (статья 150 УК РФ).То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет (статья 151 УК РФ).

За то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Статьей 156 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Источник: https://xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo_str/item/3517969

Права ребенка. Основные документы

галина новикова
Права ребенка. Основные документы

Основные документы:

-Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

-Семейный Кодекс РФ (1996).

-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

-Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правамии свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;\

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Акция «Права ребенка» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33 «Звёздочка» села Александровского АКЦИЯ «Права Ребенка».

Досуг «Права ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» КОНСПЕКТ ДОСУГА «ПРАВА РЕБЕНКА».

Консультация для родителей «Права ребенка» Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены Основные положения В соответствии с международными.

«Права ребенка». Консультация для родителей Права и обязанности родителей Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Важнейшим среди родительских прав и.

Консультация «Защитим права ребенка» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также.

Педагогический совет «Права ребенка» 1. Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. Право на детство есть у любого ребенка с рождения, но период.

Права ребенка в семье «Права ребёнка в семье» Ф. М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Дошкольное детство.

Права ребенка в сказках Существует несколько документов, закрепляющих права человека. Как мы видим из схемы, наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются.

Российские документы о правах ребенка Российские документы о правах ребенка. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-prava-rebenka-954374.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *